Сусанна АльперинаРежиссер Михаил Местецкий представил на фестивале «Маяк» свой второй полнометражный фильм. Первый — «Тряпичный союз» в 2015 году произвел сенсацию на «Кинотавре», где впервые за всю историю кинофестиваля приз за лучшую мужскую роль получил не один актер, а сразу четыре — группа исполнители главных ролей в фильме: Александр Паль, Василий Буткевич, Иван Янковский и Павел Чинарев.
Прошло восемь лет между обеими картинами, и главный вопрос к Местецкому был — насколько он за это время изменился. Ответим на него сразу — все лучшие качества Местецкого-режиссера остались при нем и даже получили развитие. Так что применительно к новому фильму можно пошутить, что Местецкий вернулся из восьмилетнего «декретного отпуска» для ухода за собой, семьей, и будущим фильмом, который и был впервые представлен пока что индустриальной публике на фестивале «Маяк». Поскольку «Маяк» родился как раз в 2023 году, и с фильмом Местецкого они стали фактически ровесниками, картина и открыла фестиваль, знаменуя собой рождение сразу в нескольких значениях. И нового, и личного, и фестивального, и человеческого.
Что представляет собой кино? Тонкое высказывание о родителе, в частности — об отцовстве. Высказывание, где хулиганское смешано с философским, эпатажное с натуральным, при этом — очень и очень личное. Настолько, что его тут же приняли на свой счет практически все первые зрители. Первое спасибо к режиссеру: он вернул к жизни чудика — персонажа почти забытого со времен Шукшина. Герой Эльдара Калимулина — именно чудик по имени Филипп, который живет в городе Металлогорске и спасается своей придуманной жизнью, где существует группа «Яичный свет».
Вы слыхали как поет артист Юра Борисов? Не ждите мюзикла про Пушкина «Пророк», ведь его можно будет услышать уже в этом году («Год рождения» выходит в прокат 9 ноября). В фильме Местецкого Борисов — лидер группы «Яичный свет». И после работ в таких картинах, как «Купе номер 6», «Капитан Волконогов бежал», «Эпидемия» и других это — новая нестандартная работа артиста.
Филипп, главный герой картины «Год рождения», в какой-то момент начинает видеть еще один свет, помимо «Яичного», — в его жизни появляется любовь. Девушка из приличной семьи мясника (Анастасия Талызина). И надо же — ее зовут точно также, как и героиню главного хита группы «Яичный свет» «Алло, Марина». Звучание хита рифмуется с вечным Ave Maria, что символизирует собой еще более вечное — ангельское приветствие Святой Деве и Богородице, что, конечно же, снова отсылает к теме рождения. Далее по сюжету, как и в реальной жизни, свет любви пересекается со светом мечты. От любви, как известно, появляются дети, а любовные лодки во все времена бьются о быт (кто бы снял кино про это кладбище лодок). Но если погружаться в насущные проблемы с головой, не будет чуда, спасения, которое помогает не только в серо-коричневом Металлогорске, где даже буквы на эмблеме города падают от безнадеги.
Филипп мечтает сделать в городе фестиваль, посвященный любимой группе и андеграунду. Но Марина и будущий ребенок хотят от него совсем других качеств. Одно к одному — Филипп случайно в гараже встречает группу таких же «оторвышей» от реальной жизни, как и он, с которыми мечтать интереснее. А Марина в это время делает ремонт с помощью конкретно приземленного Толика… Родители Филиппа и Марины в картине — отдельная тема. Актеры — Олег Васильков, Юлия Ромашина и Дмитрий Быковский-Ромашов — заземлены не менее, чем Толик. Слово «мечта» полностью исчезло из их не то что лексикона, но понимания жизни, которую они, как думают, знают. От взаимоотношений с реальным миром у героя полностью «едет» голова. И не у него одного. Важный посыл режиссера и одного из авторов сценария фильма Местецкого заключается в том, что в определенных обстоятельствах голову можно поставить на место.
Обратим внимание вообще на важность темы головы в творчестве режиссера. Как не вспомнить героев, которые забрались в голову памятника Петра Первого в картине «Тряпичный союз»? Если даже написать такую фразу, что у Михаила Местецкого не все в порядке с головой (в фильмах), то сообщество фанатов режиссера радостно ее воспримет. Но у кого с головой все в порядке? Как ее вернуть на место — вот вопрос, на который Местецкий старательно отвечает в новой картине.
И еще одно важное, что хочется сказать о картине: в связи с уклоном в женское кино в последнее время почти перестала быть видна и слышна мужская точка зрения на жизнь. Не брутально-маскулинная, а нежная и чувствительная, стремящаяся к тому, чтобы ее любили и ценили, независимо от того, какого бы чудика она собой не представляла. Как не вспомнить при просмотре фильма «Год рождения» известную фразу о мужьях, страдающих от родов. Ну а Библию, где Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…, и вспоминать не надо — Местецкий прямо и косвенно к этому много раз отсылает. Словно он жил еще в те времена, когда мужчины, согласно библейскому учению, рожали…
У одного из продюсеров фильма — Сергея Корнихина — в процессе съемок также, как и у режиссера Михаила Местцкого, произошло пополнение в семействе. Собственный жизненный опыт авторов весьма удачно сублимировался в картине.
Между тем
Стоит обратить внимание на новый яркий актерский молодежный дуэт в российском кино. Эльдар Калимулин и Роман Евдокимов. Оба артиста талантливо играют в сериале «Лада Голд», который как раз в эти дни выходит в онлайн-кинотеатре Иви. Они же прекрасно взаимодействуют в картине «Год рождения» — Евдокимов играет отца Филиппа (героя Калимулина) в юности.