Фильм с российскими актерами взял пять «Оскаров»

18

Содержание:

В лос-анджелесском Долби-театре прошла 97-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар». Триумфатором года стала драмеди «Анора» с российскими актерами в главных ролях. Она выиграла в пяти из шести номинаций, получив призы Шону Бейкеру как сценаристу и как режиссеру, исполнительнице главной женской роли Майке Мэдисон, приз за лучший монтаж и взяв вожделенную золотую статуэтку как лучший фильм.

«Я хочу поблагодарить Академию за признание реального инди-фильма, — сказал, получая «Оскара», режиссер. — Этот фильм сделан слезами, потом и кровью невероятных независимых артистов».

Майка Мэдисон поблагодарила своих коллег-артистов, снимавшихся в фильме, «за прекрасную, захватывающую работу. Для меня большая честь быть награжденной вместе с вами. Это сон, ставший реальностью, и я, вероятно, проснусь только завтра», — сказала она.

Автор картины Шон Бейкер воспользовался счастливыми мгновениями, чтобы призвать зрителей смотреть фильмы на большом экране в кинотеатрах: «Более тысячи кинотеатров закрылись в США в годы пандемии COVID-19, — сказал он. — А ведь просмотр кино вместе со зрителями — бесценный коллективный опыт, который вы просто не получите дома. Сейчас кинотеатры испытывают трудности, и если мы не переломим эту тенденцию, мы потеряем важную часть нашей культуры».

Очень сильные претенденты собрались в номинации лучших исполнителей главной мужской роли. Рэйф Файнс сыграл кардинала, руководящего процедурой выбора нового Папы в фильме Эдварда Бергера «Конклав» — роль считалась этапной для британского актера, на счету которого много умных и глубоких работ. Многие предрекали победу и Тимоти Шаламе, уже получившего признание Гильдии актеров. Он теперь не просто смазливый Вонка — на глазах становится серьезным мастером, и в роли кумира фолка Боба Дилана словно им родился. Но своего второго «Оскара» все же получил Эдриан Броуди («Бруталист» Брэди Корбе) в роли талантливого венгерского архитектора, пережившего Холокост. Его герой бежал из послевоенной взбаламученной Европы в США, где попытался построить жизнь заново. Это история гения, замахнувшегося на «американскую мечту», — «чисто американская история об иммиграции и амбициях, о том, что значит быть художником и евреем в мире, до сих пор относящемся к этому с повышенной нервозностью», — писала пресса. «Бруталист» взял также приз за операторскую работу Лола Кроули.

Один из сильнейших претендентов на статус лучшего фильма «Конклав» награжден за лучший адаптированный сценарий.

Обладатель 13 номинаций драматический мюзикл «Эмилия Перес» взял две премии — исполнительнице роли второго плана Зое Салдана и награду за лучшую песню «El Mal». Лучшим актером в роли второго плана предсказуемо признан Киран Калкин, сыгравшим в фильме «Настоящая боль», в сущности, полнометражную главную роль.

Самой сильной номинацией этого года я бы назвал полнометражную анимацию. В ней были два высокобюджетных шедевра, снятых мощными голливудскими студиями, — «Дикий робот» и «Мемуары улитки», был и малобюджетный «Поток», снятый независимой группой латвийских талантов и покоривший уже множество стран, накопивший до полусотни международных наград. Теперь к ним добавился и «Оскар» — первая академическая награда, завоеванная латвийским кино.

Лучшим международным фильмом признана бразильская драма «Я все еще здесь» Уолтера Саллеса с действием из начала 1970-х, когда страной правила военная диктатура.

Боди-хоррор «Субстанция», которая фигурировала в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая актриса», довольствовалась призом за лучшие гримы. Премии за лучший звук и лучшие визуальные эффекты получила «Дюна. Часть вторая», награду за лучшие костюмы — мюзикл «Зла. Сказка о ведьме Запада»..

Покинувшего наш мир в ноябре 2024 года легендарного композитора Куинси Джонса чествовали вышедшие на сцену Вупи Голдберг и Опра Уинфри. Минутой молчания аудитория почтила память ушедшего за несколько дней до церемонии Джина Хэкмена, обладателя двух «Оскаров» за роли в фильмах «Непрощенный» и «Французский связной». И зал стоя приветствовал героических пожарных, недавно отстоявших киностолицу мира от огненного шквала.

Читать также:
Зарубежные поп-музыканты осторожно потянулись на гастроли в Россию

Вел звездную церемонию актер Конан О`Брайен.

Говорят лауреаты «Оскара»

Наш автор в Лос-Анджелесе Марина Очаковская взяла у победителей короткие интервью.

Киран Калкин («Лучшая мужская роль второго плана»)

Джесси Айзенберг написал смешной, трогательный, драматичный сценарий с ролью Бэнджи словно специально для вас.

Киран Калкин: Я хоть и согласился, но стал сомневаться. Ведь роль слишком ответственная, я на экране почти все время, выглядит как главная роль!

Но потом прочитал сценарий еще раз и никогда не был так увлечен: сопереживал этому Бэнджи, чувствовал его страдания… И понял: я знаю этого парня, знаю, как его играть..

Зое Салдана («Лучшая женская роль второго плана»):

Что вы почувствовали, когда Жак Одиар предложил вам сыграть в этом криминально-комедийном мюзикле ?

Зое Салдана: Восторг. Я всегда мечтала сыграть у Жака Одиара. В этом фильме он дал мне полную свободу выражения. Во-вторых, мне нравятся мюзиклы, а знание испанского помогло раскрепоститься.

Мы знали вас больше как актрису фильмов экшен — и вдруг такое перевоплощение!

Зое Салдана: Видите, я, оказывается умею петь и даже танцевать. И все благодаря Жаку и моим замечательным коллегам по фильму.

Эдриан Броуди («Лучший исполнитель главной роли»):

Это уже ваш второй «Оскар»! Первый был почти 20 лет назад за фильм «Пианист». И вот теперь премия за сходную по трагизму роль пережившего Холокост еврея. Не кажется ли это в какой-то степени повтором?

Эдриан Броуди: Ничуть. Эта необыкновенно глубокая, мощная фигура мне близка. Я тоже из семьи эмигрантов из Венгрии, эта ситуация мне знакома, и она резонирует в сегодняшнем мире. Я отдал себя целиком этой роли и бесконечно благодарен Брэди Корбе, вытащившему меня, можно сказать, из забвения и давшего мне свободу выразить себя.

Майка Мэдисон («Лучшая исполнительница главной роли»)

Шон Бейкер писал роль Аноры для вас, увидев в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде».

Майка Мэдисон: И при этом дал мне карт бланш: мол, придумайте эту роль, как вы ее видите. Вся наша многонациональная команда сразу отправилась в Бруклин, где орудует русская мафия. Мое небольшое знание русского помогло: бабушка с семьей эмигрировала в Америку из Литвы, бежала от Холокоста. Работа с прекрасным русским актером Юрой Борисовым многому меня научила. А Шон Бейкер — просто чудо. Он дал мне, молодой актрисе, свободу себя выразить. Я счастлива: мечты иногда сбываются!

Шон Бейкер («Лучшая режиссура»)

Многие ваши фильмы затрагивают проблему классовых конфликтов.

Шон Бейкер: Поэтому я и решил снять фильм о стриптизерше и русской мафии.

Привлек актеров из Армении, России и снял картину в Бруклине на «русском Брайтон Бич». Задача оказалась сложной: актеры разных школ с различной ментальностью, говорящие на разных языках. Повезло с 25-летней Майкой Мэдисон. Она была связующей нитью, поскольку немного говорит по-русски. Я горжусь, что она получила «Оскар», и хочу надеяться, что ее ждёт большое будущее в Голливуде. И, конечно, для меня открытие — Юра Борисов , замечательный русский актер. Я его увидел впервые на каннском фестивале в фильме финнского режиссера Юзо Куосманена «Купе номер 6» и был покорен его талантом.

Беседовала Марина Очаковская