Семейный театр — тот, куда взрослый может привести ребенка или ребенок взрослого, и всем будет комфортно, нестрашно и интересно. Это одно из важнейших современных пространств, где взрослые разговаривают с детьми о самом главном. О семейном театре в рамках московского проекта про связь поколений «Серебряные вечера» шла речь в театре Терезы Дуровой.
Как же создается эта театральная вселенная, ориентированная на зрителей всех возрастов? Все начинается дома, когда папы и мамы, бабушки и дедушки читают ребенку по ролям, убеждена художественный руководитель семейного театра Тереза Дурова. По ее мнению, нельзя приводить маленького человека на спектакли, даже с детской возрастной маркировкой, без специальной подготовки, без чтения и игры в кукольный театр. Кукла адекватна ребенку по размеру, она не напугает его, приучит к условности происходящего, подготовит ко встрече с актерами.
В свою очередь, и театры, куда приглашают детей, должны особым образом подходить к этой встрече. Детская психика очень хрупкая, психологи утверждают, что ей может навредить даже слишком яркий свет, не говоря уже о неожиданных и резких звуках, стуках, движениях. В семейном театре Дуровой есть специальные сотрудники, которые из-за кулис следят за реакциями малышей и могут в случае необходимости помочь справиться с нахлынувшими эмоциями.
«Моему сыну не очень повезло, его знакомство с театром началось с новогоднего утренника 1 января, где были задействованы не совсем трезвый Буратино и пожилая Мальвина, — рассказывает Дурова. — Я понимала, что скармливаю ему яд. Такого сегодня уже не встретишь, у детей не должно оставаться подобных впечатлений».
Хорошо, когда ребенок окружен театром и родителями и когда о просмотренных вместе спектаклях сложится единая семейная память — одна на всю семью. «Чтобы можно было обсудить увиденное, и сын или дочь могли спросить: «А помнишь?» И не получали в ответ: «Не помню, ты ведь ходил с няней».
Идеально, когда после театра у родителей с ребенком состоялся разговор, подключается к обсуждению режиссер Екатерина Половцева: «После спектакля «Белый пароход» одна девочка рыдала у мамы на груди, ее как будто прорвало, и она выговаривала то, что до сих пор держала в себе. Как она боится смерти, и как ей ужасно от того, что мама может умереть». Это был своего рода катарсис, который и полезен детской психике, но, с другой, стороны, детский режиссер должен учитывать возможную силу и последствия такого освобождения.
С какого же возраста можно приводить ребенка в театр? Специалисты сходятся на дате в «пять лет». Раньше маленький человек может просто не понимать, что все эти бабки Ёжки, огнедышащие драконы и другая страшная публика на сцене — это понарошку.
«Плохо, что этого не понимают некоторые родители. Когда им говоришь, что спектакль 6+ не подходит для четырехлетнего малыша, отвечают: «Мой — другой». А этот «другой» все действие сидит спиной к сцене, сам страдает, и четыре ряда вокруг страдают от его присутствия», — сетует Тереза Дурова.
У современных детей есть одна особенность, которая делает для них театр особенно полезным. В играх, интернете, в телевизоре им предлагается почти готовый продукт, над которым не нужно трудиться. «А фантазия — такая мышца, которую нужно тренировать. Без нее не развивается личность. Детям нужно помогать, запускать фантазию, как машину. И это может сделать театр с его условностью», — убеждена Екатерина Половцева.