Максим ВасюновМузей-заповедник «Коломенское» в этом году, кажется, решил окончательно собрать в своих древних стенах все самое удивительное из мира искусства, что к этим самым стенам имеет непосредственное отношение. Оно и понятно — знаменитой царской резиденции нынче сто лет, и отпраздновать нужно так, чтобы не было стыдно перед теми великими, кто посещал эти места и кто сохранил их для потомков.
Совсем недавно вспоминали большую поклонницу Коломенского Анну Ахматову — во дворце царя Алексея Михайловича открылась грандиозная по замыслу выставка «Поэма про героиню», где помимо меморий, можно увидеть практически все основные вехи советского периода музея-заповедника, а также памятники национального искусства и культуры, которые были представлены в экспозиции музея в 1950-60-е годы, когда Анна Андреевна посещала Коломенское.
И вот новая выставка еще одного поклонника музея-заповедника, профессора Московского архитектурного института Германа Орлова. И снова перед нами не просто история творчества художника, а глубокий и уникальный взгляд на Коломенское. Около ста акварельных работ мастера посвящены именно этому месту на берегу Москвы. Тут же несколько десятков предметов из коллекции «Белый камень» — это собрание архитектурных деталей, фрагментов белокаменного декора с утраченных памятников столицы. Коллекция появилась благодаря основателю и первому директору музея, архитектору и реставратору Петру Барановскому. То есть, как и в случае с выставкой Ахматовой — мир Орлова осмысляется на фоне памятников старины — самому раннему из них 600 лет.
«Графическая серия Германа Орлова — это архитектурное исследование, которое помогает по достоинству оценить ландшафт и архитектуру Коломенского, а предметы из собрания музея-заповедника — понять замысел зодчих», — говорят сотрудники музея-заповедника.