Валерий КичинВенецианский фестиваль близится к финалу. Золотые и Серебряные львы ждут своих новых владельцев. Судя по реакции мировой прессы, программа Мостры не обманула ожиданий: было много резонансных премьер, гламурных дефиле и неизбежных для уважающего себя кинофорума скандалов.
Фестиваль шел под знаком непримиримой борьбы. Французские активистки воевали против участия в Мостре проштрафившегося Люка Бессона, и по всей Венеции красовались грозные плакаты: «Сексистский фестиваль — феминистский ответ!», «Достанется ли Золотой лев насильнику?». И это при том, что в июне суд официально снял с французского режиссера обвинение в харрасменте, и Бессон в Венеции спокойно представлял свой конкурсный фильм.
О неласковом приеме новинки от Романа Полански «Дворец» можно судить по мировой прессе: найти позитивное мнение в море публикаций крайне трудно. Сам Полански в Венецию не приехал и таким образом избежал шумных демонстраций протеста. Чего, увы, не избежал Вуди Аллен: явившись к фестивальному дворцу топлесс, феминистки провели визгливый сеанс ненависти к 87-летнему режиссеру, когда-то обвиненному приемной дочерью в насилии. Что так и не нашло подтверждения, и прокурор отказался выдвигать обвинение против режиссера — но это не охладило разбушевавшееся движение #MeToo.
Зато в зрительном зале классика мирового кино ждал теплый прием. Конечно, при его появлении аплодировали стоя далеко не все, но после окончания его 50-го по счету фильма «Великая ирония» (в оригинале Coup de Chance) публика хлопала долго и дружно.
Rolling Stone назвал картину лучшим фильмом Аллена за последнее десятилетие. Это первый фильм певца Манхеттена на французском языке — история супружеской пары, ведущей как бы счастливое существование влюбленных в своей роскошной парижской квартире, пока не произойдет случайная встреча Фанни с бывшим одноклассником, ныне писателем-фантастом Алленом… Этот «семейный триллер» считают завершением трилогии Аллена, которую можно условно назвать «Убийца внутри нас»; ее первые две части — «Преступления и проступки» и «Матч-пойнт». Критик итальянского портала MoviePlayer увидел в фильме «триллер в форме комедии, где весь мир — театр, а элегантность буржуазии запятнана гротескным существованием, пороками и подозрениями. Это история, состоящая из множества гениальных ходов, повествование столь же простое, сколь и впечатляющее». «Это не комедия, но во время просмотра вы почти видите, как Вуди Аллен стоит в стороне и посмеивается над человеческой глупостью», — пишет Variety.
А вот Hollywood Reporter принял картину опального режиссера с явным раздражением, что чувствуется уже по тону рецензии: «Эта умелая, но по сути неинтересная работа продолжает манеру Аллена раз от раза делать все то же самое с небольшими нововведениями в актерском составе», — пишет критик, перемежая анализ фильма ядовитыми шпильками по адресу туманного прошлого мастера.