И сследователь творчества Сергея Эйзенштейна Владимир Забродин однажды упомянул, что режиссер рисовал своего «Ивана Грозного» без малого два года. Сценарий был закончен в феврале 1942 года. А до начала 1944-го Эйзенштейн рисовал сцены фильма.
Владимир Всеволодович признавался, что его мечта — издать тот полный сценарий Эйзенштейна, со всеми эпизодами, которые не вошли в финальную версию фильма, включая графическую версию картины и исторический комментарий режиссера. Графическая версия, говорят, отличалась яркой характерностью образов.
Тем не менее «графический фильм» и полный авторский сценарий картины «Иван Грозный» так и не напечатаны до сих пор. Но к очередному круглому юбилею выхода первой серии фильма галерея «Веллум» сделала выставку «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла». Ее кураторами стали Наум Клейман, известнейший специалист по творчеству Эйзенштейна, и владелица галереи Любовь Агафонова.
В основе экспозиции — рисунки костюмов персонажей для съемок фильма «Иван Грозный», в том числе к неснятой третьей серии. Рисунки эти Эйзенштейн делал для художников по костюму и швейного цеха. Все рисунки родом из собрания Лидии Наумовой. Выпускница ВХУТЕМАСа, где она училась на текстильном и театральном факультетах (ее мастерами были братья Веснины, Федоровский), Наумова стала одной из самых замечательных художниц, работавших в кино. Она работала на фильмах Гайдая, Калатозова… Но началась работа в кино для нее с «Ивана Грозного».
Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!
В Алма-Ате, где во время эвакуации проходили съемки фильма, Людмилу Ивановну взяли помогать художнику, профессору Академии художеств Всеволоду Воинову, который отвечал на съемках за костюмы и бутафорию. После смерти Воинова в 1943 году ответственность за костюмы к «Ивану Грозному» легла на Лидию Наумову. Фраза, сказанная ей режиссером: «Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!» — в сущности, ключ к работе не только художницы, но и самого Эйзенштейна.
Рисунки костюмов, представленные на выставке, тому свидетельство. Впечатляет не только законченность, точность образов, но и подробная прорисовка деталей одежды, будь то широченные то ли рукава, то ли муфты в костюме Ефросиньи Старицкой на Лобном месте, или вытянутый ввысь узорчатый кокошник Анастасии в сцене венчания на царство, или гротескные с длинными в пол рукавами узкие платья халдеев, в чьих нарядах элементы средневековых одежд выступают в компании с масками чумных докторов и высоченными шляпами комедийных персонажей. Эти рисунки Эйзенштейна фиксируют и наряды, и характеры персонажей.
В монументальной фигуре Ефросиньи Старицкой безошибочно чувствуешь властность, волю и угрозу. В узких, изогнутых фигурах халдеев театральный гротеск отдает ужасом: в библейской по духу сцене Пещного действа эти герои в масках комедии дель арте должны отправить невинных отроков в огненную печь.
Рисунки одежд героев, конечно, лишь часть поиска кинематографического образа, который вел Эйзенштейн. Пробы актеров на роли — другая часть этого поиска. Небольшой раздел на выставке посвящен именно актерским пробам. Вне конкуренции — пробы на роль Ефросиньи Старицкой, той самой, которую Эйзенштейн называл «Грозным в юбке». На ее роль пробовались Клавдия Половикова, Евгения Хованская, Фаина Раневская и Серафима Бирман. В этих снимках очевидно, что образ Ефросиньи отточен, зафиксирован в рисунках режиссером. Перед нами словно кадры из фильма Мурнау: крупные планы лица, выхваченные из тьмы, напряженный проницательный взгляд, контраст лица и огромной меховой шапки… Глядя на снимки Раневской в этих пробах, понимаешь, почему Эйзенштейн, говорят, до последнего момента надеялся, что ему позволят снимать Раневскую в этой роли.
Этот гений кино не был властен в выборе актеров на роли. Точно так же не в его власти было выпустить уже снятый фильм на экраны. Все, что он мог сделать, повинившись публично за вторую серию, предложить ее переделать и… не тронуть ни кадра.
Фильм «Иван Грозный» оказался не эпосом, не гимном царю, а трагедией власти. Но он оказался и последним незаконченным фильмом Эйзенштейна, с которым будут спорить, который будут цитировать, на котором будут учиться.
Кстати
Выставка открыта до 2 марта. Галерея «Веллум» находится в Гостином Дворе.