Как современные музеи поддерживают интерес посетителей

41

Ариадна РокоссовскаяСовременный музей перестал ассоциироваться с табличками «Руками не трогать». Сегодня посетителям предлагают не только трогать, но и пробовать, делать самим, примерять на себя, углубляться в детали и даже играть в компьютерные игры. О том, как изменились музеи и что в них можно делать, «Неделе» рассказали эксперты.

Сам себе художник

В Государственной Третьяковской галерее — одном из самых популярных музеев России, который в прошлом году принял почти два миллиона гостей, — сегодня можно не только смотреть на картины великих художников, но и рисовать самостоятельно. По данным отдела обслуживания посетителей, среди наиболее востребованных проектов — творческие мастерские в Новой Третьяковке. Там гостям предлагают освоить как традиционные художественные техники живописи, скульптуры, уникальной и тиражной графики, так и новейшие — современную фотографию и анимационные технологии. В гостиной Арзамас, которая находится в одном из залов постоянной экспозиции здания на Крымском Валу, можно смотреть фильмы о художниках, слушать аудиоподкасты о знаковых произведениях из коллекции музея. По информации пресс-службы, большой популярностью пользуются образовательные мероприятия в рамках выставочных проектов, обычно это лекции, квесты для детей и взрослых, экскурсии и дискуссии.

Кроме того, здесь с 2016 года работает свой кинотеатр с профессиональным оборудованием и качественной проекцией и звуком. Это лишь небольшая часть востребованных проектов, среди которых есть и такие, которые позволяют взаимодействовать с Третьяковской галереей из любой страны мира.

Вообще, взаимодействие — ключевое слово для современного музея. Художник экспозиции проекта «Дорога памяти» на территории парка «Патриот» Анастасия Дорожкина, возглавляющая пространство музейного проектирования Metapole, поясняет: «Музей — это в первую очередь коллекция и научно-фондовая работа. 90% пространства — это закрытое хранение, в котором находится основная часть коллекции и проводится исследовательская, изыскательная деятельность научных сотрудников. Экспозиция — это срез этой работы, который демонстрируется публике. Но во второй половине ХХ века ситуация начала меняться, и фокус сместился в сторону коммуникации с посетителем. В современных музеях появляются хранения, открытые для посещения, а сама экспозиция становится коммуникативной средой, которая принимает форму диалога, а не только обращенной речи. В музее появляется больше интерактива, иммерсивных погружающих пространств. Сама экспозиция в ряде случаев строится по принципу драматургического произведения: книги или фильма».

Виртуальный экспонат

В 2017 году ЮНЕСКО запустила глобальную программу ReACH (Reproduction of Art and Cultural Heritage — Воспроизведение искусства и культурного наследия. — англ.), в рамках которой ведущие музеи мира приступили к оцифровке своих коллекций. Теперь необязательно идти в Лувр, чтобы увидеть знаменитую Джоконду Леонардо да Винчи. Для этого достаточно иметь устройство, которое подключается к интернету.

В Третьяковской галерее придумали, как использовать технологии с максимальной отдачей: совместно с VK в музее создали ознакомительный маршрут по Новой Третьяковке, который можно пройти онлайн, находясь в любой точке мира, и с использованием дополненной реальности при посещении здания на Крымском Валу. Это диджитал-путешествие ведет посетителя от картины к картине и включает 11 шедевров, для которых подобраны не только информационные видеоролики, но даже музыка, которая поможет проникнуться настроением картины.

Читать также:
В "Зарядье" отметят юбилей Микаэла Таривердиева

На помощь музейщикам пришли специалисты по технологиям, появились компании, которые занимаются созданием мультимедийного наполнения для организаций культуры. Арт-директор одной из них Андрей Жуков, работавший, в частности, над созданием экспозиций музеев в Уфе и Казани, считает, что они уже давно не могут ограничиваться простым набором экспонатов и надписей. «Современный музей должен быть спроектирован с учетом потребностей и интересов разнообразных посетителей. Например, для детей могут быть созданы интерактивные игровые зоны, а для исследователей — глубокие исследовательские программы. Использование современных технологий, таких как виртуальная реальность, мультимедийные инсталляции, сенсорные экраны и аудиогиды, позволяет создать интерактивные и многомерные выставки, которые увлекут посетителей и сделают опыт более запоминающимся». Технологии помогают создать интегрированную среду, которая вовлекает посетителей. В сочетании с оригинальными экспонатами и декорациями они позволяют не только увидеть, но и испытать на себе те или иные исторические события и примерить на себя те или иные ситуации.

Хлеб и зрелища

Ольга Звагольская, основатель культурного пространства «Третье место» в Санкт-Петербурге, признается «Неделе»: «Современных музеев много. Чтобы тебя заметили, нужно быть нетривиальным и превзойти ожидания посетителя». Наше название «Третье место» отсылает к культурологической концепции Рэя Ольденбурга, суть которой в том, что существуют третьи места между домом и работой, в которых нуждается каждый человек. Эти места нейтральны, свободны от социальных статусов и ролей, в них человек получает культурное образование и проводит от 4 до 8 часов, поэтому наличие еды и напитков в них обязательно.

Чтобы тебя заметили, нужно превзойти ожидания посетителя

Действительно, крайне важно организовать непосредственно в самом музее место, где люди, которые приходят разделить впечатления с компанией, могут в кафе или баре подождать своих друзей и при встрече обменяться новостями и ожиданиями от выставки, отдохнуть от дороги, погоды и сонастроиться с пространством». Сегодня в музеях появляются не просто буфеты, а модные кафе и даже рестораны. В Тульской области в кафе при музее «Куликово поле» можно заказать исторический тематический «Русский обед» или «Обед ордынца» и так продолжить знакомство с эпохой. В Москве в ресторане музея холодной войны «Бункер-42» на глубине 65 метров под землей предлагают отужинать любимыми блюдами советских вождей и военачальников. А в Петербурге можно выпить кофе и даже съесть бургер в кафе Главного штаба Эрмитажа с видом на Дворцовую площадь.