Зимний фестиваль Юрия Башмета достиг своего «совершеннолетия». XVIII фестиваль вновь радовал яркими концертами и спектаклями с участием звезд отечественной и мировой сцены. Среди самых запоминающихся событий музыкального марафона длиной в 12 дней можно назвать дебют баса Ильдара Абдразакова за дирижерским пультом, презентацию духового ансамбля musicAeterna Brass (музыкантов Теодора Курентзиса), бенефис премьера Большого театра Дениса Родькина, неожиданное перевоплощение «королевы барокко» Симоны Кермес в джазовую примадонну.
Несмотря на немыслимый для Сочи холод — город-курорт внезапно накрыл мокрый снег и гололед — в Зимнем театре, Камерном зале филармонии и на Морском вокзале (новая постоянная площадка фестиваля) было по-настоящему жарко. Непогода не отпугнула местных меломанов и гостей Черноморского побережья: в залах, как и всегда, можно было наблюдать аншлаги.
Программа фестиваля по традиции охватывала весь спектр музыки — от эпохи барокко до наших дней, предлагая совершить путешествие по континентам и музыкальным традициям как взрослым слушателям, так и детской аудитории, для которой, кстати, активно продолжали работать школа молодых журналистов и турнир поэтов, занятия с педагогами, конкурс молодых композиторов и музыкально-литературные вечера.
В Сочи в этом году приехали артисты не только из России, но также из Китая, Испании, Индии, Кубы, доказав, что у настоящего искусства нет географических и политических границ. Балет фламенко Барселоны, выступивший под занавес фестиваля, сорвал овации, покорив сочинцев своей танцевальной интерпретацией «Кармен». Один из самых популярных хореографических коллективов в мире объединил в своем спектакле страстные ритмы фламенко, живое звучание инструментов и мужского вокала, а также цитаты из оперы Бизе. Получилась захватывающая история любви, поставленная режиссером Давидом Гутьерресом: стремительные и пластичные движения рук и ног в сочетании с яркими национальными костюмами и лаконичной сценографией погружали в атмосферу народной Севильи.
Концертное исполнение оперы Бетховена «Фиделио» — самая необычная премьера фестиваля. Единственное в этом жанре творение композитора представили Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета, ансамбль современной хоровой музыки Alto Coro, солисты Молодежной оперной программы Большого театра и актер Сергей Гармаш. За режиссуру — вернее, видеоряд, изображающий не то подземелье, не то тюрьму — отвечал руководитель фонда «Талант и успех» в Сириусе, режиссер Ханс-Йоахим Фрай. Эксперимент, безусловно, удался. И пусть солисты не все были на одинаковом вокальном уровне, а чтение французской драмы «Рассказы Рокко» (главного героя оперы) отчасти разрушало целостность действия, сам факт, что «Фиделио», не самое популярное сочинение Бетховена, обрело свою концертную жизнь в Сочи, говорит сам за себя. Возможно, на следующем Зимнем фестивале эта «опера спасения» найдет свое полномасштабное сценическое воплощение.
Закрытие Зимнего фестиваля искусств Башмета выдалось по своему обыкновению мощным по энергетике и самым продолжительным по времени. Концерт начался с философского размышления — с «Песен судьбы» Брамса, созданных на стихотворения поэта-романтика Гельдерлина, а завершился торжественным гимном свету и гармонии в Фантазии Бетховена на текст Куффнера. В этих масштабных хоровых шедеврах (в исполнении приняла участие Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова) ощущалось некое послание от музыкантов слушателям, от опытных артистов — Юрия Башмета и пианиста Дениса Мацуева, солировавшего в сочинении Бетховена, — к Юношескому оркестру. Символическое напутствие «к молодым», ту самую связь поколений и преемственность, наглядно воплотил дебют скрипача Гранта Башмета в качестве солиста в Адажио для скрипки с оркестром из балета «Раймонда» Глазунова. Внук маэстро, ранее участвовавший в фестивале как музыкант Юношеского оркестра, выступил уверенно и достойно, доказав, что не зря носит знаменитую фамилию. Впрочем, главный акцент концерта-закрытия Зимнего фестиваля был сделан на премьерах современных композиторов — в этом году их оказалось трое. Кузьма Бодров написал виолончельный концерт, уложив туда фактически все аллюзии на романтическую музыку (солист — Василий Степанов), Алексей Сюмак — три пьесы из вокального цикла на стихи Бродского (солистка — Рамиля Баймухаметова), Валерий Воронов — фрагмент из готовящегося к большой премьере к 80-летию Победы «Реквиема» (солист — Николай Землянских).