Крупнейший хореограф XX века Юрий Григорович по-прежнему «делает кассу» театрам

16

Юрий Григорович, родившийся 2 января, в том восхитительном 98-летнем возрасте, что уже выше ярлыков и шлейфов. Редакции Григоровича чуть ли не всех классических балетов составляют основу репертуара Большого театра, в том числе идущие по сей день «Лебединое озеро», «Жизель», изукрашенная Эцио Фриджерио последняя версия «Спящей красавицы» и набивший новогоднюю оскомину «Щелкунчик». Его «Спартак» не так давно прекрасно шел в Баварской опере, а в текущем сезоне засверкал медными латами на сцене Красноярского театра оперы и балета. Григорович, что называется, «делает кассу», он понятен зрителю и им любим, а поколения отечественных артистов будто загипнотизировал.

Его неугомонный итальянский дед прослышал, что в снежной далекой России хорошо платят коннозаводчикам, и рискнул. Платили не ах, но флорентиец как-то женился, прижился, привык — и всё завертелось. Обосновался в Петербурге. Сын его Георгий Розай, однокашник Вацлава Нижинского, стал видным артистом Мариинского театра. А сын дочери Юра Григорович, также унаследовавший от деда итальянский темперамент, по следам дяди окончил хореографическое училище, в сороковые намыкался вместе со всеми в эвакуации, и в Мариинском (Кировском) театре был сразу же определен на исполнение танцев «с темпераментом». Только танцев ему было мало.

Он начал ставить в 20 лет, заставив о себе говорить после сделанного в Доме культуры «Аистенка», а потом и «Славянских танцев» на музыку Дворжака. Так довольно молодым он стал человеком штучной профессии — балетмейстером. Она во все времена была видной, прицельной для получения славы, благ и едкой критики и поглощала целиком.

Григорович выбрал ее и с ней сжился, став одним из крупнейших хореографов ХХ века. Собственно, в свои 98 он почти сравнялся с веком по возрасту. Григоровича любят и ненавидят, ценят и обесценивают, но все признают его харизму, умение намагничивать и подчинять своей воле людей и пространство, а также дивную способность держать удар.

В Театре оперы и балета имени Кирова он набивал руку в постановках танцев в операх, а в тридцать получил первую большую постановку — «Каменный цветок» Прокофьева. Год 1957-й, в переводе на балетный — ему повезло оказаться в нужное время в нужном месте. К появлению Григоровича во «взрослом» формате едва утихли битвы внутри советского артистического мира между симфоническим и драмбалетом. В переводе на филологический то был спор между западниками и славянофилами, в переводе на социологический — между элитарным и народным.

Читать также:
В "Геликоне" придумали оперу для детей

Григорович в силу возраста, места рождения, образования и характера таланта подбивал сумму знаний двух противоположных направлений в единый творческий продукт. К тому же — тут ему крупно повезло — в воздухе ощущался терпкий дух шестидесятых с его вольной трактовкой фольклорных богатств и почтением к слову «свобода»: Григорович ставил «Каменный цветок» по уральским сказам Бажова и стильную «Легенду о любви» по восточной легенде в изложении Назыма Хикмета, а затем выстреливал «Спартаком».

В 1964 году он утвердился как главный балетмейстер Большого театра и держал этот пост тридцать лет, до 1995 года

В 1964-м он утвердился как главный балетмейстер Большого театра и держал этот пост тридцать лет, до 1995-го. На тот же период тридцатилетнего царствования Юрия Григоровича в Большом приходятся грандиозные скандалы с Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, краткая суть которых стара как мир: каждый крупный художник достоин особых условий творчества. Тем не менее Григорович стал символом узурпатора, на какой-то период даже зловещего, и что в шестидесятые ассоциировалось со свежим ветром, с годами стало выглядеть воспеванием застоя. Затем страсти улеглись и обнаружилось, что он — всего лишь Художник, вибрирующий в соответствии с тысячелетием на дворе. Что при всех прочих условиях он мастерски умеет обращаться с балетными массами, и сцену погони «Легенды о любви» или последний бой Спартака надо изучать всем, кто числит себя профессионалом.

Где смотреть балеты Юрия Григоровича

  • «Щелкунчик», Большой театр, по 12 января 2025
  • «Спартак», Красноярский театр оперы и балета, 21 и 22 февраля 2025 года.