Подростки не смогут покупать вейпы — такие поправки в законодательство приняли сегодня сразу во втором и третьем чтении депутаты Госдумы. Медики считают, что решение приравнять вейпы к обычным сигаретам, запретив их продажу подросткам, своевременное и правильное.
«Вейпы появились на рынке в России относительно недавно. Первый интернет-магазин был открыт в 2011 году. Из-за активной рекламы табачных компаний, направленной в первую очередь на подростков и молодежь, потребление этих изделий стало быстро возрастать, и уже через 5 лет среди подростков распространенности курения обычных сигарет и вейпов сравнялись», — сообщила главный научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава Галина Сахарова.
Статистика выглядит так: среди курящей молодежи в возрасте до 25 лет около 80% курят вейпы. В то же время среди потребителей старшего возраста популярность вейпов низкая: доля пользователей не превышает 5%.
Эксперт утверждает, что подростки и молодые люди «подсаживаются» на вейпы по разным причинам: процесс образования пара, вкусовые и ароматизирующие добавки, дизайн. Свой вклад также вносит реклама и продажа через интернет.
«Благодаря усилиям Минздрава России, в 2020 году в основной антитабачный закон были внесены поправки, приравнявшие никотинсодержащие изделия к табачным, то есть был введен запрет на употребление вейпов в общественных местах, продажи лицам до 18 лет, запрет на рекламу этих изделий, — отметила Галина Сахарова. — Это уже привело к небольшой положительной динамике в сторону снижения потребления вейпов и электронных сигарет. Однако оставался ряд нерешенных вопросов: открытая выкладка этих изделий в местах продажи, широкая дистанционная продажа, возможность аренды устройств, ценовая доступность для подростков. Но самое главное — оставалась вкусовая привлекательность вейпов, которая играет дополнительную и существенную роль в развитии зависимости».
Принятые Госдумой поправки решают большинство из этих вопросов, считает эксперт.
«В первую очередь, запрещается продажа вейпов и жидкостей для них, содержащих вкусовые добавки и ароматизаторы. Безусловно это снизит привлекательность данных изделий для подростков. Запрещаются любые виды продаж, кроме продажи с закрытой выкладкой в крупных магазинах. Вводится запрет на введение скидок, проведение различных акций, привлекательных для подростков», — перечислила Сахарова.
Кроме того, будет усилен контроль за продажей, распространением и рекламой этих изделий через интернет.