Валерий КичинВ трех городах Сибири — Кемерове, Новокузнецке и Прокофьевске завершился очередной фестиваль «Музыкальное сердце театра». После того, как этот фестиваль, изначально московский по дислокации, стал кочующим, последние годы его принимали Новосибирск и Екатеринбург.
Особенность этого фестиваля: праздник для зрителей, получающих возможность увидеть некоторые из конкурсных спектаклей, здесь разлучен с фестивальным конкурсом. Большое жюри, состоящее из членов Академии музыкального театра, смотрит спектакли заранее на видео, и выбор делает уже к 1 ноября — сам фестиваль к этому отношения не имеет, он только объявляет на заключительной церемонии имена новых лауреатов. Вердикты жюри этого года вы найдете в конце материала. А пока хочется поделиться некоторыми соображениями, назревшими после опыта с прошлогодним фестивалем в Екатеринбурге и в результате просмотра конкурсных спектаклей этого года.
Сомнения не касаются важности такого театрального праздника — она безусловна. В принимающем фестиваль городе проходят мастер-классы и круглые столы, творческие вечера и большие гала-концерты композиторов, работающих в этом жанре. Какие-то спектакли можно увидеть вживую — правда, как правило, камерные, не требующие для гастрольной поездки больших расходов. Театры-лидеры жанра в параде спектаклей, как правило, не участвуют, и главных лауреатов зрители не видят. Наконец, фестиваль — возможность для практиков жанра полнее представить себе творческие ресурсы огромной страны и наладить новые деловые контакты с региональными талантами.
Вопросы возникают к системе голосования жюри. Ведь, в сущности, идет состязание не спектаклей с их особой аурой, эффектом присутствия и соучастия, а видеозаписей, где все эти преимущества театрального искусства отсутствуют. Если же принять во внимание, что запись спектакля — отдельное искусство, которым владеют немногие, и что оно требует хорошей техники записи изображения, звука и монтажа, то обнаружится, что большинство представленных на конкурс видео дают о спектаклях очень отдаленное представление. Просмотрев конкурс в качестве члена «большого жюри», я видел, например, спектакль, снятый с одной точки общим планом — смотреть его можно как внутрицеховой рабочий материал, но не как произведение искусства, способное дать эстетическое впечатление. Были записи, где диалоги актеров почти неразборчивы, не слышны тексты дуэтов, арий и хоров — смотреть их не просто мучительно, но и бессмысленно. Боюсь, многие академики некоторых конкурсантов так и не посмотрели целиком.
И тогда вопрос: разве трудно оговорить нужное качество видео уже в регламенте, сразу отсекая театры, себя не уважающие? Чтобы не ставить участников в столь неравное положение, когда реальный уровень спектакля определить невозможно. Наконец, разве отборщики не видели, что отбирают технический брак?
Далее. Фестиваль позиционирует себя как смотр лучших достижений в музыкальных театрах. Но даже беглый взгляд на состав участников это не подтвердит: многое здесь кажется случайным и слишком пестрым по качеству. Скажем, блистательный — и для этой труппы неожиданный! — спектакль Малого театра «Свадьба Кречинского» в постановке Алексея Франдетти соседствует со «Служебным романом» Нижегородского театра комедии, примечательного только тем, что актеры зачем-то копируют интонации и рисунок роли своих предшественников из популярнейшего фильма Рязанова — получается неумелая карикатура на шедевр. Работа питерского театра «Буфф» «Любовь. Чума. Верона» высокопрофессиональна, там превосходны актеры, и музыка, но первый музыкальный номер зазвучал примерно через полчаса после старта — а ведь у нас конкурс музыкальных спектаклей, разве не так? И — это уже вопрос к стратегии конкурса — разве не странно, что уже не первый год фестиваль оперетты и мюзикла не показывает ни одной оперетты?
При том, что в нынешнем конкурсе участвуют такие сильные номинанты, как «В джазе только девушки» (Оренбург), «Маскарад» (Екатеринбург), «Обыкновенное чудо» (Санкт-Петербург») или «Между двух миров» (Москва), ни один из этих спектаклей в Сибирь не приехал. Понятно, что времена непростые, и столь дальнее путешествие для огромных трупп с хором, балетом и оркестрами — дело финансово неподъемное, но тогда зачем браться за дело заведомо нереальное, компромиссное, возбуждая в публике ожидания, которые утолить пока невозможно?
А дело по идее важнейшее. Так или иначе, но становятся видимыми стране новые имена, работающие в региональных театрах, новые постановочные команды, целые огромные коллективы, ставшие открытием фестиваля. Так я, к примеру, открыл для себя сильные музыкальные театры в Оренбурге и Кемерово — и теперь жду их новых премьер. Интересны и попытки Тюменского драматического театра освоить музыкальный жанр. Имена блестящих профессионалов и огромных талантов, стоящих у руля фестиваля и на его афишах, — залог зрительского доверия и высоких ожиданий. Но фестиваль — не просто деловые встречи и приятная тусовка, это праздник для публики, а фестивали в Новосибирске, Екатеринбурге и Кемерово оставили ощущение, что именно публика осталась обделенной — с общероссийского музыкального пиршества ей достаются только крохи.
Фестиваль 2024 года пройдет в Самаре.
Лауреаты-2023
Лучшая пьеса: Нонна Кротова — «А зори здесь тихие» (Омский музыкальный театр)
Лучший текст песен: Евгений Муравьев — «В джазе только девушки» (Театр музыкальной комедии, Оренбург)
Лучшая музыка: Максим Дунаевский — «Любовь. Чума. Верона», театр «Буфф» (Санкт-Петербург)
Лучшая оркестровка: Артур Байдо — «Маугли», Театр Эстрады (Санкт-Петербург)
Лучший дирижер: Юрий Крылов — «Маскарад», Свердловский театр музыкальной комедии (Екатеринбург)
Лучший музыкальный руководитель: Валерия Брейтбург — «Служебный роман» (Нижегородский театр «Комедiя»)
Лучшая хореография: Марина Суконцева — «В джазе только девушки», Театр музыкальной комедии (Оренбург)
Лучшая сценография: Юрий Хариков — «Обыкновенное чудо», театр «СамАрт» (Самара)
Лучшие костюмы: Светлана Чазова — «Мамонтёнок», Театр мюзикла (Москва)
Лучшие исполнители ролей второго плана: Оксана Костецкая — Черепаха («Мамонтенок»), Иван Коряковский — Медведь («Обыкновенное чудо», ТЮЗ им. А.А. Брянцева, Санкт-Петербург)
Лучшие исполнители главных ролей: Валерия Ланская — Лия («Между двух миров», «Первый еврейский», Москва), Ростислав Колпаков — граф Сен-Жермен, («Дама пик» — «Глас муз», Санкт-Петербург)
Лучший режиссер: Виктор Крамер — «Авлабар, или Новая Ханума» (МХТ им. А.П. Чехова, Москва)
Лучший продюсер: Софья Стрейзанд — «Дама Пик», («Глас Муз», Санкт-Петербург)
Лучший спектакль для детей: «Кошка, которая гуляла сама по себе» (Донецкий молодежный театр)
Приз зрительских симпатий: «Призрак замка Кентервиль» (Музыкальный театр Кузбасса, Кемерово)
Лучший спектакль: «Авлабар, или Новая Ханума», МХТ им. А.П. Чехова, Москва
Гран-при за выдающиеся творческие достижения: Александр Колкер