У 29% работающих россиян есть предложения для руководства по оптимизации рабочих процессов, говорится в опросе сервиса «Суперджоб».
Чаще всего над улучшением бизнес-процессов размышляют те, кто зарабатывает от 100 тысяч рублей в месяц (46%). Более инициативны мужчины (38% против 20% женщин). Идеи, как улучшить рабочий процесс, работники до 35 лет выдвигают чаще тех, кто старше. Молодежь в большей степени ориентирована на оптимальное распределение времени («гибкий график», «гибрид»), а старшее поколение чаще говорит о необходимости улучшения материально-технической базы, устранении «узких мест» в бизнес-процессах, поднимает вопросы доверия руководства к подчиненным. А вот предложения об автоматизации и уменьшении бюрократической нагрузки звучат одинаково часто от представителей разных поколений.
Свои идеи большинство инициативных сотрудников не боится высказать открыто: 77% готовы обсуждать их на личных встречах, 8% предпочли бы действовать через представителей трудовых коллективов, каждый двадцатый — изложить их письменно, и лишь 1 из 100 — анонимно.
«Результаты опроса в очередной раз подтверждают верность тезиса о том, что уровень рационализаторства россиян не меркнет в веках и тяга к нему в современном мире не только не падает, а, наоборот, нарастает, модернизируясь и развиваясь. При этом молодое поколение делает ставку на оптимизацию рабочего времени с целью выделять больше времени на саморазвитие и путешествия, общение с близкими и друзьями. В свою очередь старшие и более опытные поколения стремятся акцентировать свои рационализаторские активности на совершенствовании бизнес-процессов, повышении собственной эффективности и эффективности функционирования организации, что говорит о большем уровне знания особенностей реализации конкретных бизнес-процессов и видении перспектив их развития, а, значит, и перспектив повышения собственного дохода — будь то за счет повышения заработной платы в результате высвобождения финансовых ресурсов предприятия или единовременной или постоянной надбавки за разработку и реализацию изменений», — отмечает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
Вице-президент по стратегии и новому бизнесу агентства КРОС Ксения Касьянова считает, что важно когда идеи бывают услышаны. «В случае, если компания остается глуха к предложениям, творческая активность персонала быстро сходит на нет. Помимо формальных механизмов, организация должна обладать соответствующей корпоративной культурой — поощрять дух новаторства», — добавляет она.
То, что идеи по улучшению бизнес-процессов чаще появляются у более высокооплачиваемых сотрудников компаний, логично. Чтобы человек начал думать об улучшениях, у него должны быть закрыты базовые потребности, уверен профессор бизнес-практики Московской школы управления «Сколково» Вячеслав Болтрукевич.
«С определенного уровня заработка, выше базового, человек больше не переживает о завтрашнем дне. То есть у него уходит страх. И становится возможно творчество.
Идея по улучшению — это творчество. Идея приходит в результате творческого, иного взгляда на привычный процесс», — добавляет эксперт.
«Согласно исследованию Центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» «Молодое поколение как драйвер ESG-трансформации» для зумеров при выборе работодателя, действительно, в большей степени, чем для более старших поколений, важны такие критерии, как атмосфера в компании, work-life balance и, в особенности, — гибкие опции работы (гибридный/удаленный график). При этом, несмотря на важность уровня заработной платы, зумеры чаще готовы сделать выбор в пользу устойчивой компании при более низком уровне оплаты — при условии, что работа имеет смысл и позволяет приносить пользу обществу (28%)», — уточняет директор Центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» Елена Дубовицкая.