«Не перегните палку»: как повышенная занятость школьников влияет на их здоровье

40

Каждый четвертый школьник после учебы посещает по две дополнительные секции или кружка. Это показал опрос 1500 респондентов — родителей, имеющих детей школьного возраста. Как повышенные нагрузки влияют на здоровье детей и их успеваемость? На этот вопрос «РГ» ответила психолог телемедицинского сервиса «Доктис» Елена Бурделова.

Более четверти участников исследования (26%) сообщили, что их дети посещают две секции или кружка. Три дополнительных к учебе занятия имеют дети 16% участников опроса, 14% ограничились одной внешкольной нагрузкой, 12% пока ни одного, но планируют. А почти треть школьников (32%) не посещают никакие секции или кружки.

Среди наиболее популярных направлений внешкольных занятий на первом месте оказались спортивные секции — их отметили 37% участников опроса, на втором — IT и программирование (24%), третьими стали языковые курсы (23%). Кроме того, популярны занятия рисованием (21%), музыкой (16%) и танцами (15%).

Более трети участников опроса сказали, что их ребенку нравятся дополнительные занятия и он сам их выбрал, 17% отдали ребенка на кружки и секции, чтобы в своем развитии он не отставал от сверстников. 13% считают, что дополнительные занятия дисциплинируют ребенка, и признаются, что отправили туда ребенка, чтобы он не бездельничал и «не занимался ерундой» в свободное время. Также 13% объясняют повышение нагрузки на детей тем, что занятия полезны для здоровья, а 11% — что они помогают в учебе, разносторонне развивают и повышают когнитивные способности. 9% опрошенных родителей считают, что кружки и секции помогут ребенку выбрать профессию.

На вопрос, как ребенок чаще всего отдыхает, 28% родителей ответили, что гуляет с друзьями. 20% родителей разрешают ребенку для отдыха играть в компьютерные игры, 13% детей смотрят телевизор, 10% читают книги. 8% родителей уверены, что секции и хобби — это и есть отдых. При этом 21% признались, что у их ребенка на отдых нет времени.

Читать также:
На международной конференции российские правозащитники отвергли лживые обвинения в пытках детей

Но, оказывается, с точки зрения психолога в «тотальной» занятости ребенка есть определенные риски. «Детям важен и активный отдых, и пассивный — то есть просто «ничегонеделание» и общение со сверстниками, — сказала «РГ» Елена Бурделова. — Это даже хорошо, если у ребенка есть не организованное родителями время — тогда он учится организовывать свой досуг самостоятельно. Другой вопрос, что это время не должно быть неограниченным, должен быть баланс между учебой и свободным отдыхом».

В целом дети сейчас перегружены, подчеркивает психолог. И это может обернуться вредом и для здоровья, и для развития.

«В конечном итоге самое главное — чтобы ребенок вырос цельной и гармоничной личностью, которая формируется не под влиянием постоянного стресса, а под влиянием любви, понимания и поддержки со стороны взрослых. И главное — ребенок точно не должен становиться «жертвой» амбиций родителей», — советует психолог.

«При выборе занятий в первую очередь нужно учитывать интерес самого ребенка. Далеко не все, что считают важным родители и что входит в учебную программу, ему интересно. Но если в школе есть обязательства, то желательно не накладывать дополнительные еще и дома, с внешкольными занятиями», — добавила эксперт.

«Детство — это период поиска, который нередко сопровождается и ошибками, а для поиска требуется свобода», — заключила Елена Бурделова.