О чем рассказывают российские фильмы в программе 47 Московского кинофестиваля

3

В Москве проходит 47-й Московский Международный кинофестиваль. Даты проведения с 17 по 24 апреля, в программе — более 200 картин. В этой статье сфокусируемся на российских фильмах, при этом подчеркнем, что не ставим себе целью рассказать обо всех, потому что Россия наиболее широко представлена на фестивале, в котором участвуют фильмы из 50 стран. Но расскажем о нескольких.

В основном конкурсе три российские картины. «Планета» — дебют режиссера Михаила Архипова — двухчасовое артхаусное полотно — отсылает к 60-м годам прошлого века. Вдохновение создателям подарил режиссер Павел Клушанцев, его новаторские решения в кинематографе и снятая им картина «Планета бурь». Клушанцев и стал прототипом главного героя — советского режиссера студии научно-популярных фильмов, которого сыграл Сергей Гилев. «Семейное счастье» — вторая картина Стаси Толстой, экранизация одноименной повести Льва Толстого, в которой рассказывается, как юная девушка влюбляется в своего опекуна. Главную мужскую роль играет Евгений Цыганов. Третий фильм «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева — режиссер по праву считается фаворитом Московского кинофестиваля. Здесь были представлены практически все его фильмы. А лента «Блокадный дневник» даже получала главный приз «Золотого Святого Георгия» в 2020 году. Ранее картина «Двое в одной жизни, не считая собаки» называлась «Дорогие мои старики». В главных ролях в ней — Светлана Крючкова и Александр Адабашьян, они играют питерскую интеллигенцию — мужа и жену.

Александр Адабашьян сыграл, как сейчас принято говорить, фильмообразующую роль и в картине «Самозванцы», которая вошла в конкурс «Русские премьеры»: всего в нем семь картин. «Самозванцы» — заметный дебют режиссера Марии Рейзен. В фильме две сюжетные линии — события в России 1993 года и уход в это время из жизни известного режиссера (Сергей Шакуров) — это первая. Ученица режиссера (Линда Лапиньш), которая работает в телекомпании «ВИД» (в фильме снимался Александр Политковский в роли телевизионного режиссера, а также в есть отсыл к Владиславу Листьеву), находит пленки с материалами ленты про Бориса Годунова. Как события одного смутного времени перекликаются с другим — главный ход картины.

В фильме «Мужу привет» Антона Маслова студентка Школы критики имени Валентина Курбатова — она работает на фестивале — сумела разглядеть отсыл к культовой картине «Москва слезам не верит». Главных героев сыграли Юлия Пересильд и Владимир Вдовиченков. Она — сотрудница ЗАГСа, которая давно поставила крест на своей личной жизни, он символизирует собой крепкое мужское плечо.

Читать также:
В Польше внутри кургана нашли средневековый замок

«Бесконечный апрель» режиссера Антона Бутакова (соавтор сценария фильма — режиссер и сценарист Алексей Федорченко) рассказывает о жителе квартиры, сквозь которую словно проходят перемены, которые принес 20-й век: войны, революции, распад СССР. «Волки» Михаила Кулунакова — это алтайский эпос о любви и ненависти: главную героиню — прекрасную девушку — похищает жестокий и нелюбимый человек. Но она любит другого, и конфликт мирным путем не решить… Фильм «Легенды наших предков» Ивана Соснина, пожалуй, самый ожидаемый в программе. По сюжету наш коллега — журналист, в исполнении Александра Яценко вместе с дочкой находит диковинных существ в российской глубинке и понимает, что без него им не выжить.

Московский кинофестиваль в этом году проходит под знаком 80-летия Победы. Этой дате было посвящено открытие, в частности, вспоминали творцов, создававших свои шедевры в военные времена, в фойе кинотеатра «Октябрь» — выставка, посвященная теме. Соответственно, много картин на военную тематику отобраны в программы. В конкурсе «Русские премьеры» такой фильм «Почтарь» Андрея Разенкова с Александром Петровым в главной роли. Он сыграл почтальона- аутиста, который во время Великой Отечественной войны не смог отдавать семьям «похоронки», и поэтому писал письма за погибших родных. Фильм «Туда» Ивана Петухова с Ириной Старшенбаум и Петром Федоровым в главных ролях — о таксисте и девушке, которую он везет на машине в Уфу. Путь неблизкий, и по дороге им обоим придется столкнуться с разными приключениями и испытаниями. Фильм вдохновлён реальными разговорами с таксистами — сценарий рождался из личных поездок режиссёра Ивана Петухова и диалогов с водителями.

В конкурсе документальное кино — «Реверс» Ивана И. Твердовского — об иностранных журналистах в зоне СВО. Напомним, что отец режиссера — также Иван — Твердовский известный документалист, один из лучших в стране. Видимо, гены при создании нового фильма сыграли не последнюю роль. Ранее Иван И. Твердовский снимал художественные фильмы, такие, как «Класс коррекции», «Зоология», «Конференция» и другие.

«Зимник» Юрия Дорохина — про российский Север, где существует много мест, куда продукты и топливо можно доставить только зимой. И это — особенность работы и крупных компаний, потому что для них «зимник» — единственная возможность получить необходимое оборудование.