Уходящий год принес и значимые, красивые события, обозначил проблемы, и сформулировал резонансные темы нашей музыкальной культуры.
Персона — Валерий Гергиев, великий музыкант, умеющий также преодолевать условности времени и пространства. 1 декабря исполнился ровно год, как маэстро одновременно возглавил Большой и Мариинский театры. За это время мариинцы побили исторический рекорд на много лет вперед по количеству гастрольных представлений в Москве. И стало очевидно, что в ближайшей перспективе у двух театров одна творческая судьба на двоих.
Тенденция — обезглавленные за последнее время коллективы массово обрели новых, в основном молодых, худруков. Самым горячо обсуждаемым стал приход на пост главного дирижера Госоркестра имени Светланова — Филиппа Чижевского, не оставляющего иные свои должностные и контрактные обязанности. Юному Ивану Никифорчину доверили судьбу Московского государственного симфонического оркестра (МГАСО). Алексей Рубин уехал в Челябинск, получив приглашение возглавить областной Симфонический оркестр. Именитая Екатерина Антоненко стала руководителем Госхора имени Свешникова, оставшись также во главе своего ансамбля Intrada — но на посту руководителя хора Пермской оперы ее сменила Валерия Сафонова. Василия Валитова позвали в Ярославскую филармонию, где не без тени скандала отправили на пенсию заслуженного дирижера ЯАГСО 69-летнего Мурада Аннамамедова… Самым же сенсационным кадровым решением можно признать назначение Ильдара Абдразакова в качестве худрука еще не открывшегося Севастопольского театра оперы и балета.
Большинство наших исполнителей почти полностью восстановили свои гастрольные маршруты по миру
Премьера сезона — две постановки Мариинского театра: «Гугеноты» Мейербера, абсолютный репертуарный раритет, истинный образец большой французской оперы, требующий уникального исполнительского титанизма, а также «Пуритане» Беллини — великолепный шедевр бельканто, предполагающий абсолютную виртуозность вокального мастерства. Хотя в целом в качестве премьер на столичных подмостках стали доминировать бесконечные возобновления и восстановления очень старых спектаклей, напоминающие спиритические сеансы. Так, например, масштабные юбилейные фестивали Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова не продемонстрировали ни одной новой постановки с оригинальной режиссурой и сценографией.
Среди региональных оперных театров в лидерах, как и в прошлом году, остаются Нижегородский и Пермский театры. При этом нижегородцы — чемпионы по количеству премьер — в уходящем году было показано сразу четыре новых постановки: «Похищение из сераля» и «Так поступают все женщины» Моцарта, «Любовь д»Артаньяна» Вайнберга, «Золушка» Россини. К тому же у Нижегородского театра, единственного (если не считать Мариинку), имеется собственный восхитительный концертный зал «Пакгаузы», что позволяет театру проводить за год сразу три значимых музыкальных форума — «Стрелка», фестиваль «Современная музыка», а также традиционная «Болдинская осень».
Законодателем хорошего тона в концертной жизни страны уже не первый год остается Московская филармония с огромным числом высококачественных событий на любой вкус и кошелек. На ее сценах успешно обретают приют и сторонние проекты — например, возобновленный после паузы Фестиваль Российского национального оркестра или форум новой музыки «Пять вечеров» Союза композитора России. Но все-таки фундамент афиши филармонии — собственные замыслы. В этом году состоялась премьера новоформатного цикла просветительских концертов «Вещь в себе».
Музыкантом года на этот раз стала певица Альбина Шагимуратова, чье феноменальное исполнение партии Эльвиры в премьере мариинских «Пуритан», воскресило миф о самых невероятных оперных примадоннах, дарящих совершенно уникальное художественное переживание. К тому же певица в уходящем году предприняла подвижническую попытку возобновления важного для отечественной музыкальной культуры Международного вокального конкурса имени Глинки.
Самое символическое событие года: Президент России Владимир Путин предоставил российское гражданство знаменитому итальянскому оперному режиссеру Джанкарло дель Монако.
И еще один из важных итогов года: пресловутая международная «отмена русской культуры» в отношении классической музыки уж точно провалилась. Большинство наших исполнителей практически полностью восстановили свои гастрольные маршруты. Одно из самых ярких тому доказательств — в премьере оперы Верди «Сила судьбы», открывшей новый сезон легендарного миланского театра La Scala, принимало участие сразу трое российских певцов: Анна Нетребко, Василиса Бержанская и Александр Виноградов.
Только что Анна Нетребко также стала 56-м лауреатом премии Пуччини на фестивале в Торре-дель-Лаго на родине композитора. Как и прежде, невзирая ни на что, искусство продолжает объединять мир и делать его лучше.