«Почему я еду в Россию? Это же так очевидно…»

10

Звезда мирового кино Фанни Ардан по приглашению Владимира Машкова привезла в Москву свой новый моноспектакль о любви. На Другой сцене театра «Современник» в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес» два вечера подряд французская дива играет «Жажду страсти» по роману Лоранс Плазене.

Впервые эта сценическая история любви знатной дамы и молодого офицера во Франции XVII века в режиссуре Катрин Шауб и исполнении Фанни Ардан прозвучала в парижском театре Мариньи в 2024 году. Там же и тогда же зародилась идея: этот спектакль о любви с первого взгляда и навсегда обязательно должны увидеть ее друзья в Москве.

«Это невероятный подарок — в праздничный день приехала великая актриса, умная, абсолютно бесстрашная, таких нет — она совершенно уникальна, — представил знаковые гастроли художественный руководитель Театра Олега Табакова и «Современника» Владимир Машков. — Я очень горд и счастлив, что мы являемся уже много лет друзьями. Я слушаю сейчас Фанни и думаю — вот так бы все у нас любили литературу, как она, так бы любили русское слово и понимали мировое значение нашей великой культуры. Конечно, для меня появление Фанни Ардан со спектаклями и в Театре Табакова (в 2020-м году), и сейчас в театре «Современник» — это и есть то, что называется вдохновением. То есть, вдохом нового. Я счастлив, как и все любители театра, понимающие, какое это событие мирового масштаба».

С руководителем Театра Олега Табакова и «Современника» (тогда еще просто — мегапопулярным российским актером) Владимиром Машковым Фанни Ардан познакомилась пятнадцать лет назад на съемках российско-французской исторической картины «Распутин». Она играла императрицу Александру Фёдоровну, Машков — императора Николая II, а в образе Распутина предстал Жерар Депардье.

Машков тогда же выступал и в роли персонального гида Фанни Ардан по Санкт-Петербургу. Пятнадцать лет творческой дружбы с Владимиром Машковым и любви к России стали логичным продолжением тех необыкновенных петербургских экскурсий.

С тех пор французская актриса много раз и по разным поводам приезжала в Россию. Новое политическое время не стало исключением — лишь потребовало взять продолжительную театральную паузу. Чтобы, выпустив по традиции во Франции премьеру, вновь поставить продюсеров перед фактом: «Мой друг открыл свой театр в России, и я хочу показать у него свой спектакль».

Cлово красивой женщины — закон; две страны стали искать возможность его исполнить.

«Когда меня спрашивают, почему ты едешь в Россию, я теряюсь, что ответить, потому как для меня любовь к русской культуре — это святое, — признавалась Фанни Ардан перед нынешними гастролями в Москве. — Примерно с пятнадцати лет я начала жить и видеть мир благодаря русской литературе. Приезжая к дедушке с бабушкой на каникулы, просто подряд прочитала всего Достоевского, всего Толстого, всего Чехова. Россия вошла в меня еще в подростковом возрасте через этих великих авторов. И это сформулировало для меня и сформировало во мне то, как я смотрю на мир всю жизнь, с юности. Потом, конечно, я читала и Бальзака, и Стендаля, и Дидро, и других французских авторов — но мне всегда в них не хватало того, что я нашла в русской литературе — страсти. И вот, сыграв премьерный спектакль «Жажда страсти» летом прошлого года в Париже, я дала себе обещание: все-таки обязательно показать эту пьесу в Москве. Как будто бы замыкая круг».

Пьеса эта универсальная, считает Фанни Ардан. О природе страсти. О стремлении к недостижимому в любви. Об отречении и прощении. О щедрых подарках судьбы и страшных невосполнимых потерях…

«Я всегда играла роли, которые я очень люблю, — словно исповедуется Фанни Ардан в стенах театра «Современник». — Я никогда не могла подняться на сцену и сыграть человека, с которым я бы себя не ассоциировала. Я думаю, что мир чувств, мир переживаний, мир страсти — он для всех одинаков. Для меня играть эту пьесу в Париже или здесь в Москве — странным образом почти одно и то же. Я исхожу из того, что русская публика, как и любая другая, приходит в театр для того, чтобы им рассказали историю. И даже если история происходит в семнадцатом веке во Франции — а это эпоха Людовика ХIV, когда ему угрожает фронда, — это все-таки очень общечеловеческая понятная тема.

Прежде всего — это история любви. Но это еще и история про то, как сложно любви выживать, когда есть долг и когда есть религиозные предпочтения, верования… Я всегда думала и продолжаю думать, что любовь — это самое главное, что есть в жизни. И если ты поворачиваешься к чему-то другому — это только потому, что потерял любовь. Всю свою жизнь мы должны посвятить поискам любви».

… Однажды на брифинге у постоянного партнера Фанни Ардан — Жерара Депардье спросили, какие женщины ему нравятся. «Те, которые не действуют на нервы, — последовал ответ. — Но так сложно уловить ту грань, после которой любящие люди начинают друг другу надоедать».

Читать также:
"Кинопоиск" представил главных персонажей "Этерны" - ответа "Игре престолов"

Фанни Ардан всегда (кто знает актрису лично — легко подтвердит) была настроена более романтично. «Мне кажется, самое главное, что нас определяет — это позиция по отношению к любви: есть ли у нас любовь, нет ли ее, была ли, ждем ли мы ее», — считает одна из самых обворожительных женщин Франции, от бархатного взгляда которой даже самые неуправляемые смутьяны и политики молодеют и становятся ручными. И не только в фильмах или же спектаклях. В ее новой театральной истории главное — огромное обаяние французской актрисы, чья красота вполне может сегодня спасти мир.

Какую бы еще роль ей хотелось исполнить на сцене? «Теперь уже, конечно, поздно… — сожалеет Фанни Ардан в ответ на вечный актерский вопрос. — Но я в «Идиоте» Настасью Филипповну очень хотела бы сыграть. Это моя так и не осуществленная мечта. Есть такие роли, которые тебе по тем или иным причинам так никогда и не достанутся… А князь Мышкин был для меня как фонарь, который освещает путь. Прочитав Достоевского, я поняла, что не нужно бояться общества. Не нужно бояться, что тебя кто-то будет осуждать. Нужно говорить свою правду. Нужно протягивать руку другому… Увы, я уже не сыграю «Идиота», но очень хотела бы…

В университете я очень заинтересовалась русской историей. Изучала политические науки, и вот этот советский эксперимент очень меня интересовал. В конце учебы нужно было написать работу, и я писала свой диплом об анархии. Я прочитала всех русских авторов — Бакунина и всех его товарищей. То есть я неплохо знаю русскую историю, и это очень трагическая история среди всех стран, с которыми можно было бы сравнить Россию. Но, может быть, именно это и дает жителям вашей страны так необходимую страстность?!

Я стала интересоваться музыкой и, конечно, живописью, очень любила русскую поэзию. Я думаю, что поэзия в России — всегда вопрос жизни и смерти, за которым имена Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой… А у нас во Франции — это такие тонкости души…

Для меня Россия — это земля поэзии. Поэтому, когда меня спрашивают, почему я еду в Россию, — даже не знаю, что отвечать. Для меня это так очевидно».

Дословно

Владимир Машков, худрук Театра Олега Табакова и «Современника»:

— Насколько сегодня важны России гастроли мировых знаменитостей? Я скажу так: Россия всегда была открытой и будет открыта для культур и всего мира. У нас огромные исторические связи, если говорить о театре, и с театрами Франции, Германии, Англии, Америки, — какое впечатление производили работы Станиславского еще в прошлом веке! Как они поменяли структуру артиста, какое дали представление, чем же должен заниматься артист, какая это великая профессия…

Мне кажется, в этом смысле Фанни Ардан сейчас выступает — тем самым абсолютно прочным мостом культур всего мира».

P.S.

Фанни Ардан — обладательница одного из самых значительных российских призов за особые актерские заслуги — приза имени Станиславского, который она получила в 2003 году на Московском кинофестивале из рук Никиты Михалкова за роль Марии Каллас в фильме Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» и за верность принципам школы Константина Сергеевича Станиславского.

«У меня часто в Москве бывает такое чувство, как когда вы видите дом с зажженными окнами, и вам хочется зайти в него, — признавалась французская звезда. — Я полюбила Россию, полюбив людей, которые в ней живут, ее художников, кино, театр и поэзию. Я страстно люблю стихи Мандельштама, Цветаевой, Ахматовой, Блока, и мне всегда казалось, что русская поэзия — это больше, чем поэзия: это жизнь».

И еще пять признаний Фанни Ардан

*»Депардье — это даже не совсем человек… Он скорее — явление, подобное грому и молнии, как сама природа…»

*»Брак — это контракт, а контракт нередко не предполагает истинные чувства. Все-таки истинные чувства всегда свободны».

*»Старость, конечно, похожа на вынесение смертного приговора. Тут уж ничего не поделаешь. Но до своего эшафота я хочу дойти бодрой походкой, с улыбкой и бокалом вина в руке. А не плестись, прикидываясь кем-то другим».

*»Я была не домашним ребенком, а счастливым ребенком… Во мне сформировалась даже некая асоциальность: мне достаточно рядом только тех, кто любит по-настоящему. А что подумают и скажут другие — не так уж и важно. Главное для меня — взаимопонимание с очень узким кругом лиц».

*»Ключевая фраза для меня — это реплика из фильма «Соседка»: «Что-то есть во мне такое, что людей от меня отодвигает. Внутреннее одиночество, внутренняя сосредоточенность… Одиночество философское, я бы так сказала. Я ведь совсем не угрюмая, общаюсь с людьми с удовольствием, но что-то во мне есть такое, что людей «отодвигает». Вот так».