Признайтесь честно: сколько раз в жизни вам пригодился школьный аттестат? Фотография на выпускном, селфи для бабушки и еще раз — при поступлении в университет. И даже если в аттестате одни пятерки, после школы в него вряд ли кто заглядывает.
Нет, оценки, которые стоят в аттестате, конечно, важны. Но стоит ли требовать от ребёнка высокой успеваемости, если оценка, к примеру, по географии никак не скажется на его жизни? Разбираемся с экспертом онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Ксенией Ващенко.
В погоне за «пятеркой»
Здорово, если хорошие оценки соответствуют реальному уровню знаний и даются ребёнку без сверхусилий. Однако нередко за пятёрками стоят бессонные ночи, нервные срывы не только самого ребенка, но и родителей.
— Привычка зубрить на «пятёрку» может сыграть с учеником злую шутку — говорит Ксения. — Ребята, которые «берут» усердием и знают учебники наизусть, во время учёбы без проблем отвечают на вопросы программы. Но при этом они легко могут получить нервный срыв из-за бессонных ночей или неточной формулировки вопроса на экзамене.
По данным международных исследований, 86 процентов учеников испытывают беспокойство из-за учёбы. Потому что мама и папа судят ребёнка по отметкам, и заветные баллы приобретают в глазах школьника судьбоносное значение: получил двойку — плохой, пятёрку — хороший.
Почему не надо ругать за «двойки» и «тройки»
«Вспомните, какими бывают дети в полгода: интересно всё на свете, каждую букашку или камушек нужно чуть ли не попробовать на вкус. Жажда нового заложена в детях от природы. Когда ребёнок делает первые шаги, мама и папа хлопают в ладоши и подбадривают, сколько бы раз ему ни приходилось падать и подниматься, — отмечает эксперт. — Школа же смещает фокус с процесса познания на результат, и усилия, которые ребёнок прикладывает для освоения дисциплин, зачастую теряют ценность».
Вот простой пример. Например, школьник может допустить в начале года в диктанте 24 ошибки, а к середине года написать текст, где ошибок будет в два раза меньше. Динамика и огромная работа над собой налицо, но в дневнике в любом случае появится «двойка». И если родители снова будут ругать школьника за «неуд», то это может свести все старания на нет.
Советы родителям
Расскажем, как реагировать на плохие и хорошие оценки ребёнка, и почему это важно для его будущего.
Разберитесь с причинами
«Двойки» и «тройки» могут быть связаны с тем, что у ребёнка другие склонности, и ему попросту не интересен предмет. Но бывают причины и посерьёзнее. Например, конфликт с учителем, буллинг со стороны одноклассников или элементарная усталость из-за нехватки витаминов. Все эти факторы важно исключить.
Спросите мнение ребёнка
Если школьник принёс плохую оценку, не ругайте, а лучше спросите, что он сам думает об этом, планирует ли её исправлять и почему. Это поможет ребёнку сформировать собственное отношение к результату и сохранить чувство защищённости: «мама и папа в любом случае меня любят».
Будьте менеджерами, а не судьями
Учёба — это зона ответственности ребёнка. И ему стоит это понимать. Маме и папе важно быть вовлечёнными, давать ребёнку понять, что им не всё равно. Но не стоит включать тотальный контроль: нужно просто предлагать свою помощь, организовать занятия с репетиторами или курсы, если в них будет потребность.
Учитывайте интересы ребёнка
Если школьник сам переживает из-за плохих оценок, помощь родителей будет очень кстати. А если он пишет блестящие сочинения по литературе, но не интересуется физикой, стоит ли давить? Дополнительные занятия точными науками могут отвлекать от того, к чему у ребёнка есть склонности, и помешать выбрать направление в будущем.
Подавайте пример
Суть проста: «Не воспитывайте детей — всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Если родители добиваются успехов в работе, занимаются саморазвитием и идут к своим целям, такой образ жизни будет для ребёнка примером. Истории о гениях, воспитанных бездельниками, — скорее редкие исключения из правил.
Будьте в контакте с ребёнком
Когда родителей всё время нет рядом или они интересуются жизнью ребёнка только в случае возникновения проблем, школьник может провоцировать сильные эмоции — приносить двойки и тройки, плохо себя вести и попадать в переделки.
Поэтому важно говорить с ребёнком по душам, заниматься чем-то всей семьёй. Тогда школьнику будет не страшно делиться переживаниями и, например, рассказывать о конфликтах с учителями.