Вячеслав НемировГотический дворец на юге Москвы, утопающий в сочной июньской зелени и со всех сторон окруженный живописными прудами и фонтанами. Не нужно быть москвоведом, чтобы по такому короткому описанию узнать Царицыно. Наверное, последнее с чем ассоциируются причудливые царицынские башенки и арки — далекая Индия. Но, как это ни удивительно, именно величественный дворец, возведенный по проекту архитектора Матвея Казакова, стал площадкой для выставки «Невероятная Индия. Взгляд из России», открывшейся 20 июня.
История русско-индийских отношений помнит массу курьезных, удивительных случаев. Это и трехлетние мытарства тверского купца Афанасия Никитина, ступившего на индийскую землю за пару десятков лет до португальца Васко Да Гамы, и поразительной дерзости план Павла I захватить Британскую Индию силами казаков, и переписка двух столпов пацифизма Льва Толстого и Махатмы Ганди, и советско-индийская дружба — вот лишь несколько ярких страниц русско-индийских отношений.
Разумеется, из-за географической удаленности Индии эта страна казалась нашим предкам чуть ли не землей обетованной. В старинных книгах можно прочесть о фантастических животных, от единорогов до монструозных мантикор, якобы населявших индийские просторы. Гораздо позднее, когда добраться до родины «Махабхараты» стало не проще, но хотя бы реальнее, умы ученых и авантюристов захватили и воинственный блеск индийского оружия, и сочные краски тканей, дурманящие ароматы специй. А уже в советское время лозунг «Хинди Руси бхай бхай» — «Индийцы и русские — братья» был известен каждому школьнику.
Всем этим переплетениям русской и индийской культур и посвящена новая выставка в музее-заповеднике «Царицыно». Стоит только войти в первый экспозиционный зал, понимаешь — впереди ждет не просто несколько помещений, заставленных антиквариатом, а настоящее, большое и красивое путешествие. К оформлению выставки сложно придраться, да и не хочется этого делать. У каждого зала своя тема и дизайн-код. И начинается все с первых упоминаний Индии в русской книжной культуре — здесь и отрывки из «Четьи-Минеи» архиепископа Новгородского Макария, и древнейший список «Хождения за три моря» Афанасия Никитина — темнота в зале как бы подчеркивает глубину той временной пучины, что отделяет посетителя от авторов древних текстов, завороженных далекой Индией.
Второй выставочный зал производит, наверное, самое большое впечатление. Входя в него, чувствуешь себя сказочным Али-Бабой, перед которым после заветного «Сим-сим» открылись волшебные двери. В зале собраны артефакты, привезенные из Индии в Россию коллекционерами в XIX и XX веках. Золотые браслеты, ткани тончайшей работы, расписанные вручную сосуды, головные уборы и миниатюры — глаза разбегаются, и хочется полюбоваться всем и сразу. Особенного внимания заслуживают образцы индийского оружия — большая часть этих произведений ратного искусства когда-то входили в личную коллекцию Николая II, большого любителя и собирателя смертоносных диковин.