Мария Голубкова (Санкт-Петербург)Автор «Защиты Лужина» и «Дара» был изысканный эстет? Автор «Лолиты» — аморальный провокатор? Кто он, серьезный энтомолог и любитель бабочек, составитель шахматных задач, литератор, комментарии которого к «Евгению Онегину» в три раза толще самого романа Пушкина? Успешный неудачник: восемь раз был выдвинут на Нобеля, однажды и на Оскара — и ничего. Кто он? Сам он назвал себя синестетом — человеком, который видит звуки и ощущает вкус предметов. Американцы думают, что он американский. Мы же точно знаем, он писатель русский — и большой, великий, отразивший и в своей судьбе, и в творчестве все повороты и изломы ХХ века.
Так или иначе, в понедельник, 22-го, исполняется 125 лет со дня рождения Владимира Набокова. И есть два адреса, мимо которых в этот день нельзя пройти. Дом в Петербурге на Большой Морской живет в его воспоминаниях — здесь жила семья до революции, здесь вырос юноша Набоков. Второе родное для Набокова место — имение Рождествено под Гатчиной, доставшееся будущему писателю вместе с огромным состоянием перед революцией 1917 года.
Сегодня здесь, по этим мемориальным адресам, живут музеи имени писателя. В содружестве эти музеи подготовили программу празднования юбилея.
Дом на Большой Морской улице, 47, принадлежал семье Набоковых весь — целиком. Музей, который был открыт в 1999 году, занимает лишь первый этаж. А на втором и третьем, где находились комнаты детей и родителей, теперь детская музыкальная школа. Частично сохранились интерьеры: в столовой — облицовка нижних частей стен высокими ореховыми панелями, в библиотеке — резной деревянный пололок. В фондах музея 3,5 тысячи предметов: личные вещи, коллекция бабочек из музея сравнительной зоологии Гарвардского университета, среди книг — прижизненные издания самого Набокова. На базе музея создан Центр изучения Владимира Набокова.
24 апреля здесь откроется выставка «Мода языком Набокова» — будут представлены парадные и повседневные костюмы, популярные в России на рубеже XIX-XX веков. Директор музея Андрей Аствацатуров уточняет: «Их дополнят цитаты из книг Набокова, что позволит представить, как выглядели его литературные персонажи, какую одежду выбирали дворяне, какие ткани и цвета были предпочтительными…»
Вторая выставка — «Игра» — подготовлена в рамках проекта «Искусство жить дома» совместно с Северо-Западным филиалом ГМИИ имени Пушкина. Здесь с 25 апреля — работы художницы Веры Петровской, отражающие двоемирие Набокова, его идеи и наблюдения за таинственностью жизни в игровой манере. Кроме того, в программе празднования юбилея писателя — открытые лекции, торжественное гашение юбилейной почтовой марки и передача в дар музею альманаха «Грани» 1922 года, в котором были опубликованы первые произведения писателя.
Музей-усадьба «Рождествено» с 2021 года закрыт на реконструкцию: когда она закончится — пока неясно. Дело в том, что в ходе реставрационных работ обнаружились фрагменты более ранней постройки — сам Набоков писал, что их дом построен на развалинах дворца царевича Алексея Петровича. Это потребовало изменений в проектной документации. Однако музейщики, по их словам, времени даром не теряют: работают над концепцией нового музейного пространства.
В Международном центре реставрации в Рождествене, на петербургских площадках и в виртуальном пространстве открылся Набоковский фестиваль
А в воскресенье, 21 апреля, в Международном центре реставрации в Рождествене, на петербургских площадках и в виртуальном пространстве открылся Набоковский фестиваль. Представлена выставка «Три детства, три семьи. Набоков, Рерих, Римский-Корсаков». 22 апреля новую концепцию музея в Рождествене обсудят в рамках проектной лаборатории «Придумай музей!», а в Петербурге в этот день состоится открытый семинар «Пространство Набоковых: дизайн и архитектура музея».
Во вторник, 23 апреля, в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН поклонникам Набокова представится уникальная возможность познакомиться с архивом писателя, который был передан в Россию из США.
Кроме того, к юбилею писателя состоится предварительная апробация представления метавселенной «Набоковские земли» — в прошлом году этот проект стал победителем конкурса «Музей 4.0». Что это такое — объясняет директор музея-усадьбы «Рождествено» Ирина Авикайнен: «Мы хотим представить в 3D-пространстве территорию Набоковских земель в Санкт-Петербургской губернии, все усадьбы. Показать, как творчество пересекается с реальными историями, с реальным пространством…». А после этой пробной презентации — уже окончательно проект во всей красе можно будет увидеть в сентябре.