На больших экранах по всей стране — фильм Константина Буслова «Злой город». Это о Козельске, который в 1238 году семь долгих недель оборонялся от войск хана Батыя. Стены Козельска все же пали, но и тогда горожане не сдались — битва шла на улицах, во дворах, в домах. Хан не сыскал себе славы от победы — зато, как говорится в летописях, благодаря крепкодушию козельчан, Русь подняла голову. Даже удивительно, что никто раньше об этом не снял кино!
Но всему свое время. К тому же «экранизировать» пару строчек в летописях — тот еще подвиг. О премьере «РГ» рассказал режиссер и продюсер фильма Константин Буслов.
Константин, когда смотришь «Злой город», то ловишь себя на мысли, что это все будто про сегодняшний день. Чем объяснить столь точное попадание?
Константин Буслов: Я бы не хотел вдаваться в детали, но, действительно, многие эпизоды из «Злого города» совпадают с нашими днями практически на сто процентов. Однако сценарий был готов еще задолго до пандемии, а к работе над фильмом мы приступили три года назад, так что обвинять нас в конъюнктуре бессмысленно. Мне хочется, чтобы зритель в «Злом городе» не только увидел перекличку времен, но и почувствовал, как важно быть сильным и верить в добро. Даже когда кажется, что всё вокруг рушится.
Вы не раз признавались, что «Злой город» — самый сложный из всех ваших проектов…
Константин Буслов: Мы с художником Сергеем Февралевым много месяцев изучали исторические документы, читали исследования, очень долго общались с археологами, которые не так уж и давно раскопали древний Козельск. Все, что мы открыли, — есть в фильме. Например, в Козельске были ремесленники и ювелиры, была церковь. Еще одна интересная деталь — древний Козельск, вопреки устоявшемуся мнению об архитектуре на Руси, был безбашенным, то есть никаких башенок по углам не было. Именно таким мы его и построили.
Это реальные улицы, дома, площади, мастерские. Там вполне можно жить. И все это после съемок осталось,там будут проводить выставки, лекции, другие съемки…
Многие трюки в картине актеры делают сами — и физически они подготовлены так, будто их из спортзала год не выпускали…
Константин Буслов: Примерно столько мы их и готовили. Я, конечно, не говорю о таких сложных трюках, как падение с лошади на скаку, но все схватки на мечах, на ножах и топорах, верховая езда и все прочее — я говорил актерам: «Будьте любезны сами». Как сказал мне уже после съемок Александр Метелкин, за время подготовки он научился даже тому, чему не научился за время службы в ВДВ. Персонаж Алексея Гуськова по сценарию владеет двумя мечами одновременно, у него даже прозвище Обоерукий. Пришлось актеру учиться и этому.
Важно быть сильным и верить в лучшее, даже когда кажется, что все вокруг рушится
Этот трудный путь в подготовке, безусловно, нам сильно помог, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять — были тяжелейшие съемки, суровая и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день, огромная массовка, которая все время жаловалась на холод…
К чему такие жертвы, когда кино со всех сторон успешно покоряет искусственный интеллект?
Константин Буслов: Тогда бы это получилось не кино, а тупой аттракцион, где кроме зрелищности не было бы ничего. А мне хотелось на все час пятьдесят — таков хронометраж фильма — погрузить зрителя в историю, заставить его сопереживать героям. А что значит сопереживать? Значит вместе с героями жить, делать выбор, видеть в персонажах не только защитников Козельска, но и обычных людей, таких же, как мы.
А герои у нас разные — есть и малолетний князь, есть разбойник, взявший в итоге меч, чтобы защищать город. Есть козельчанка Весняна, которая владеет оружием не хуже опытных мужчин… Каждый найдет своего героя в «Злом городе». Здесь и мужество, и предательство, и жертвенность, и любовь.
Герой Алексея Гуськова, как сказано в релизе фильма, «олицетворяет искупление и борьбу за свой народ». Как вам вместе с артистом удавалось справиться с таким непростым персонажем?
Константин Буслов: Мы долго друг к другу притирались, Алексей Геннадьевич большой артист, и сказать ему — «делай вот так, потому что я так вижу» — было нельзя, но порой я настаивал, а он прислушивался. Герой Гуськова действительно непростой: встал на сторону врага, потом вернулся к своим, принял монашество — и вдруг снова нужно делать тяжелейший выбор.
Я счастлив, что Ратшу сыграл именно Гуськов. Образ получился именно таким, каким я его видел. Осталось дождаться вердикта зрителя.
В фильме звучит реплика, которую сегодня тоже можно услышать — про художников, которые войну как бы не замечают: «Человек искусства должен заниматься искусством». А вы сами что об этом думаете?
Константин Буслов: Если человек умеет хорошо шить, его не нужно отправлять прыгать с парашютом. Так же как неправильно перековывать и погружать в обстоятельства, где он будет себя чувствовать, как муха в паутине, хорошего скрипача или художника. Каждый должен заниматься своим делом — но когда в твой дом приходит беда, художник и поэт должны приносить пользу своему отечеству в меру сил, способностей, умений и навыков, защищая свою крепость от врага.
Дословно
Алексей Гуськов, актер:
Я увидел у Кости Буслова огромную амбицию. Он этой картиной что-то очень важное доказывал и себе, и нам. Поэтому на площадке у него была абсолютная беспощадность к себе и очень большая требовательность. Этот фильм не только о героях прошлого, но и о нас сегодняшних. Он о людях, которые, несмотря на страх и боль, остаются верными своим принципам.