Секрет таланта на всю жизнь: Анастасии Вертинской исполняется 80 лет

15

Скоро четверть века, как она не снимается. Потому что не хочет играть маму киллера, а других персонажей, похоже, в кино больше нет. Не дает интервью — «о чем говорить, когда не о чем говорить?». Одна из ее последних ролей — Атаманша в фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты». Что неожиданно для красавицы с неземным хрустальным взглядом, какой мы ее привыкли видеть. Сейчас Анастасия Вертинская посвятила себя семье, восстановлению творческого наследия отца и реализации своего поварского таланта в ресторанах сына — Степана Михалкова. Где сегодня есть повод накрыть праздничный юбилейный стол. А в кино теперь за нее работает живая память об инопланетной актрисе, мгновенно покорившей весь СССР.

Анастасия Вертинская в нашем искусстве — белая лебедь в царстве утят, аристократическая порода, какие наперечет. Ей не нужно играть царственную осанку — она так живет. Не нужно приглашать небеса в сценические партнеры — она сама дитя небес, ее глаза прямиком из космоса, с ней на сцене и экране становится больше солнца и света.

Младшая дочь великого шансонье Александра Вертинского, она с младенчества жила в мире поэзии и музыки, это впитано с молоком матери и чрезвычайно чувствуется на экране.

Как любую звезду, широкие массы ее знают по фильмам. Хотя театр подарил ей лучшие роли — от Раневской в «Вишневом саде» и Заречной в «Чайке» до Эльмиры в «Тартюфе», Проспера с Ариэлем в «Буре» и Оливии в «Двенадцатой ночи», где ей выпал редкий шанс показать себя блистательной комедийной актрисой, в совершенстве владеющей отточенной сценической формой.

Она играла в Театре имени Пушкина, в «Современнике», в МХТ, работала с Олегом Ефремовым, которого считает учителем, с Анатолием Эфросом, Галиной Волчек, играла в пьесах Володина, Шатрова, Розова, Рощина, Шукшина… Вела мастер-классы в Оксфорде и «Комеди Франсез», преподавала мастерство в Швейцарии — несла в мир русскую актерскую школу.

А славу ей все-таки принесло кино с его бешеными тогда тиражами. Первая ее роль в кино — Ассоль в «Алых парусах» — вынесла ее лицо на обложки журналов. «Человека-амфибию» в первый же год посмотрели 65 миллионов зрителей, и школьница Настя Вертинская, в свои 15 лет сыгравшая романтичную Гуттиэре, вошла в ряды любимейших актрис страны.

Читать также:
11-летний вундеркинд Андрей Гончаров поразил симфонический оркестр

Снималась она много. Среди картин такие, как «Гамлет» Григория Козинцева, который в числе достоинств своей 18-летней Офелии отмечал черты образов с портретов раннего Возрождения — хрупкость и чистоту облика.

Как часто бывает, яркая индивидуальность работает против актера: советское кино предпочитало героинь простых, готовых к труду и обороне, для чего Вертинская с ее внешностью категорически не годилась. Зато если появлялась нужда в чем-то нездешнем или, лучше, неземном, она была незаменима. Снимая «Безымянную звезду», Михаил Козаков на роль таинственной Моны безошибочно определил Вертинскую, и она сыграла залетную «инопланетянку» так органично, как не сумел бы никто.

Ночной полет над Арбатом в «Мастере и Маргарите» снимался с риском для жизни — актриса была готова и к этому

Абсолютно ее героиня — Маргарита из заколдованного булгаковского романа. Юрий Кара первым отважился экранизировать книгу, и фильм мог бы стать вехой в истории нашего кино. Вертинская вписалась в фантастику романа, словно всегда в нем обитала, передав Маргарите свой внутренний свет и свою готовность к полетам во сне и наяву. Вихревой полет над ночным Арбатом снимался с риском для жизни — она была готова и к этому, и никакие спецэффекты не могут передать вдохновенное безумие, каким горели ее глаза. Но заколдованность романа заразила и фильм: из-за неразрешимых проблем с правообладателем на булгаковское наследие картина легла на полку и вышла на экраны с многолетним опозданием, уступив первенство сериалу Владимира Бортко.

Природа актрисы интернациональна, в ней смешались грузинские и сибирские корни, навыки культур восточных и европейских, и даже ее любовь к ресторанному делу взращена прекрасным соцветием ее предков. Ее мама, тоже замечательная актриса Лидия Вертинская, урожденная Циргвава, дебютировала в кино Птицей Феникс в «Садко», а потом играла герцогинь и колдуний. Так что и ведьминское начало, просверкнувшее в Маргарите, ей досталось по наследству.

Анастасия Вертинская — из тех немногих звезд, которые сумели объединить сияние безбрежного космоса со светом нашей небольшой, если оттуда посмотреть, планеты. Поэтому не гаснет любовь зрителей.