Семь школьников из десяти сталкивались с травлей в интернете

119

Каждый пятый педагог не знает, что такое травля в интернете, половина учителей не представляют, как бороться с этим явлением, а 9 процентов вовсе не считают это проблемой. Такие данные получили эксперты VK и Учи.ру. Но больше пугают другие цифры: с кибербуллингом не раз сталкивались почти 70 процентов школьников, а четверть ребят не собираются делиться переживаниями по поводу травли ни с кем.

Дети в интернете: как их защитить и научить отстаивать свои границы? Как не допустить травли или помочь с ней справиться раньше, чем она "справится" с ребенком?

"Цифровое детство" — этот термин уже перестал казаться фантастикой: сегодняшние дети растут, социализируются и познают жизнь именно через призму своего гаджета. Интернет, социальные сети и поведение человека в "цифре" буквально стали внешним продолжением его личности, новым "я".

Но, по данным Российской академии образования, две трети школьников боятся столкнуться с мошенниками в Сети.

— Цифра и интернет — современные средства социализации. Но без определенного регулирования они становятся опасны, — говорит доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистратуры "Обеспечение безопасности образовательной организации" Олег Зверев. — Кроме физиологического влияния — усталость, переутомление после длительной работы, заторможенность, нарушение осанки, проблемы со зрением, есть и психологические опасности: девиантное поведение и кибербуллинг. Проблема в том, что у нас совсем не развито понятие "цифрового этикета", нет правил общения в Сети, нет ориентиров. В такой ситуации дети часто воспринимают чужую интерпретацию реальности как данность, поддаются уловкам мошенников.

Кроме того, у детей есть страх давления и оскорблений со стороны других пользователей — об этом рассказали более 45% школьников.

Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео. Надо учить видеть разницу и чувствовать границы

Если "вбить" в поисковик "травля в интернете", в первых строчках появятся ссылки на историю Аманды Тодд — канадской школьницы, которая приняла на веру слова "друзей" из интернета и поделилась откровенной фотографией. Не прошло и суток, как фото разошлось по сети со скользкими шуточками. В этой истории было все: потоки злобных комментариев от одноклассников, тысячи анонимных пользователей, по-всякому склоняющих имя Аманды… История завершилась трагически.

Может ли школа защитить ребенка?

— Школа создает ученику безопасную среду, пока он физически находится на школьной территории. Но вне пространства его защитят умения и навыки, которые школа может дать, в том числе на уроках ОБЖ и информатики, — отмечает Олег Зверев. — Совершенно очевидно, что необходимо именно в школе учить детей, как уберечься от различных ситуаций, таких, как, например, аутинг — раскрытие интимной информации о человеке, киберсталкинг — преследование человека в Сети, часто перетекающее в оффлайн, общение с фейковыми аккаунтами, "троллями"… Нужно развивать критическое мышление. Принцип "запретить-разрешить" тут не работает. Нельзя запретить подростку создавать аккаунты в соцсетях, смотреть видео блогеров и пр. Надо учить видеть разницу.

Правовые аспекты регулирования интернета эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

Но, по словам Зверева, не все учителя сегодня сами готовы к тому, чтобы говорить с детьми на тему кибербезопасности.

— Необходимо повышать уровень цифровой грамотности учителей. До сих пор некоторые из них вообще отрицают факт кибербуллинга и других сетевых опасностей, — подчеркивает эксперт. — С ребенком надо говорить на одном языке. Не бояться того, что он задает много вопросов. И задавать вопросы в ответ. Детям есть чему нас научить. Кроме того, так они поймут, что мы, учителя, в них заинтересованы.

Комментарий

Мария Скорикова, учитель информатики московской школы N 2120:

— На уроках мы обязательно говорим о том, какая информация является персональной, что можно, а что нельзя размещать на своей страничке в соцсети. Смотрим открытые страницы разных пользователей, анализируем, как можно было бы сделать профиль более защищенным. Кроме того, в рамках проекта "Инженерный класс в московской школе" мы сотрудничаем с вузами. Например, часто преподаватели и РТУ МИРЭА или МИСИС проводят для школьников мастер-классы по кибербезопасности.

Ликбез

Что лучше не публиковать в открытом доступе в Сети:

  • дату и место рождения;
  • личный телефон и почтовый ящик;
  • геоданные;
  • обстановку квартиры;
  • привычные маршруты и расписание;
  • личные фото;
  • данные родителей и родственников.

О детях и интернете в разных странах Китай

Правительство Китая ограничило время использования детьми и подростками социальной сети Douyin (Доу-инь) — аналога TikTok- до сорока минут в день. Детям до 14 лет вход в приложение закрыт с 22.00 до 6.00. Регистрация в Douyin возможна только при использовании настоящих имен: программа знает точный возраст пользователя и сама определяет время пользования. Также в приложение встроена система автоматического распознавания лиц. Еще алгоритмы соцсети умеют находить и удалять агрессивные комментарии и сразу же блокировать распространяющих их пользователей. Скоро появится новая мера: при регистрации в соцсетях обязательно нужны будут личные данные родителей и их согласие.

Англия

2 сентября 2021 года британские власти представили новые меры регулирования работы социальных сетей. Им теперь запрещено отслеживать местоположение детей и использовать поисковые запросы для анализа. Для несовершеннолетних пользователей также будет заблокирована функция автоматического воспроизведения видео. В случае нарушений компаниям, владеющим соцсетями, грозит курпный штраф.

Израиль

С 2016 года в стране введен специальный школьный курс «Код и робототехника» для учеников 4-6-х классов. В нем — основы программирования, в том числе и работа с алгоритмами, изучение робототехники и конструирование, основы поведения в соцсетях, включая правильное реагирование на комментарии. Для продвинутых — разработка программного обеспечения для борьбы с кибер-атаками.

Читать также:
Кравцов: Большинство родителей поддерживают проведение "Разговоров о важном"

Канада

Правительство Канады разработало образовательную программу по обучению подростков правильному поведению в интернете. К сети были подключены 98% школьных библиотек — теперь любую необходимую информацию дети и подростки быстро находят во внутренней сети Schoolnet, оснащенной специальными фильтрами, которые блокируют весь нежелательный контент. Кроме того, курс по цифровой безопасности интегрирован в большую часть школьных дисциплин и требует от преподавателей как минимум 10% основного предмета посвящать тематическим блокам программы.

США

В США активно занимаются созданием новых социальных сетей, ориентированных исключительно на детей и подростков. Речь о безопасном для несовершеннолетних Instagram. По действующим сейчас правилам, аккаунт в этой соцсети можно создать только по достижении тринадцати лет. Владельцы компании утверждают: дети должны иметь собственные соцсети, где они могли бы общаться только со своими сверстниками. Но инициатива одобрения не встретила. Почему?

Несколько лет назад уже были попытки создать специализированный чат для детей, который в итоге оказался доступным для всех и не смог гарантировать безопасность юным пользователям.

Германия

Весной 2021 года власти Германии приняли закон о защите детей в интернете. Бундестаг сообщил, что некоторые сайты должны фильтровать материал и его подачу на сайтах.

Закон также обезопасит детей и подростков от травли, издевательств, преследований и финансовых ограблений в интернете. Для этого правительство предусмотрело механизмы защиты аккаунтов в соцсетях.

Подготовили студенты МГИМО Константин Губанов, Амина Ямалиева, Кирилл Чмеленко, Дмитрий Чижов, Александра Кислухина, Валерия Ерлыкова.

Школам нужны технологии примирения Текст: Владимир Емельяненко Мария Львова-Белова, Уполномоченный при президенте России по правам ребенка:

— Проблема кибербезопасности детей обостряется. Масштабы школьного буллинга зашкаливают: 52% детей сталкивались с травлей в Сети, которая потом добирается до реальности.

Ужасное не в том, что порой о травле их детей мамы и папы не знают. Самое ужасное в том, что родители не считают буллинг чем-то опасным, а некоторые даже относятся к нему как к «инструменту» воздействия через давление. Мол, пусть учатся противостоять.

Показательная история произошла с одним из школьников (имя и город назвать не имею права), который за четверть получил «четверку». Он и его родители не согласились с оценкой. Завязался конфликт. В нем приняли участие одноклассники, педагоги, родители, районное управление образования. Ничего умнее взрослые не придумали, как разделить класс на два: в одном — все 25 учеников, а в другом — один мальчик. Это пример, когда буллинг вышел в офлайн, как следствие новой «нормы» общения — травли в сетях, куда нет хода «не своим» — выразителям иных точек зрения. Позже ситуацию удалось урегулировать. Однако неизвестно, какие последствия будет иметь инцидент для психики мальчика и для психики виртуальной толпы, которая, опробовав технологию подавления несогласных в Сети, вырвалась в реальность.

Увы, факт: из Сети травля перебирается на улицу — в школы, спортивные секции, во дворы и даже в детские сады. Это вызов. Для детей, которые много времени проводят в Сети, негативное мнение окружающих может иметь гораздо большее влияние, чем реальная травля. Вызов еще и в том, что ребенок в силу незрелости не видит разницы между реальностью и виртуальностью. Ведь при обычной травле имеют место вербальное и физическое давление, кибербуллинг коварен дистантом. Все происходит с использованием мейлов, сообщений в мессенджерах и соцсетях, а также через «слив» в сети фото и видео, которые губят репутацию жертвы.

Мы обращались к разным экспертам, проводили несколько исследований. Их выводы настораживают, но дают мост для наведения контактов с детьми и выхода из положения. Одна из ключевых причин роста детской агрессии — немотивированная боязнь своего будущего. Страх будущего у ребенка сначала вызывает тревогу, но одни дети замыкаются, другие уходят в агрессию, чтобы страх снять. Здесь важно формировать у детей навыки безопасного цифрового поведения, пробовать практику интернет-помощи. Как в мире, так и у нас в стране уже есть специалисты, которые выходят в сети для работы с детьми в интернет-среде. Они на языке сверстников переписываются с ними, участвуют в деструктивных группах, работают с теми, кто высказывает экстремистские или суицидальные идеи. Такой институт медиации или урегулирования сетевых споров с участием нейтральной стороны может и должен стать эффективным механизмом педагогики.

Одна из ключевых причин роста детской агрессии — немотивированная боязнь своего будущего

Кстати, пусть не повсеместно, но в стране встают на ноги школьные службы медиации-примирения. Понимаю, что малокомплектные детские учреждения испытывают нехватку таких кадров. В таких школах медиаторами могли бы выступать люди, которые пользуются доверием и авторитетом у детей. Я знаю примеры, когда в качестве таких авторитетов по жизни выступают учителя физкультуры, школьные охранники. А в Пермском крае школьную службу медиации возглавил библиотекарь.

В связи с этим, как детский омбудсмен, работаю над тем, чтобы дополнить закон об образовании в части использования «технологий примирения» внутри школ.