Трудовая «Смена»

5

Выбор профессии становится сегодня все более важной темой, которая обсуждается на самом высоком уровне. От того, чем раньше и осознаннее сделан этот выбор, во многом будет зависеть успех трудовой траектории. Но подростку далеко не всегда легко понять, кем на самом деле он хочет стать. Всероссийский детский центр «Смена» помогает молодежи с выбором своего пути. О том, как изменились современные профессии и какие подходы к профориентации школьников и студентов могут быть эффективны, «РГ» рассказал директор центра Игорь Журавлев.

Игорь Валерьевич, помощь молодым людям в выборе профессии всегда была одной из отличительных особенностей отечественной системы образования. Как эта работа была построена в центре прежде и как изменились подходы со временем?

Игорь Журавлев: Всесоюзный трудовой оздоровительный лагерь, положивший начало истории ВДЦ «Смена», был создан на берегу Черного моря в Сукко в 1985 году. Молодые люди из всех регионов страны могли в нем не только отдохнуть и оздоровиться, но и получить трудовые навыки, а также пройти профессиональное обучение. Задачей лагеря тогда было формирование нового рабочего класса для всех республик Советского Союза. Студенты в его первую смену сами же и строили этот лагерь. Они занимались и обслуживанием всей жизни лагеря в зависимости от тех профессий, которые осваивали.

Сегодня центр по-прежнему делает ставку на раннюю профориентацию детей, подростков, молодежи и выбор ими своей профессиональной траектории, раскрытия своего профессионального потенциала.

Какие категории ребят приезжают в лагерь?

Игорь Журавлев: С 2022 года мы вошли в федеральный проект «Профессионалитет». Наш центр — единственный из федеральных детских центров целенаправленно работает со студентами колледжей из всех регионов Российской Федерации. Один из наших стационарных лагерей — это лагерь профессий для них. Кроме того, важным для нас направлением является работа со взрослыми специалистами техникумов и колледжей — преподавателями, заместителями директоров, кураторами групп.

В 2024 году мы представили в Минпросвещения России концепцию профессионального воспитания, которая включает в себя популяризацию наиболее востребованных специальностей, создание мотивации для продолжение карьерного трека в выбранной области.

Сейчас многие молодые люди мечтают стать блогерами, тиктокерами и т.д. На ваш взгляд, как нужно донести молодежи мысль, что для страны необходимы многие другие, более реальные профессии?

Игорь Журавлев: Мы видим, что молодежи интересно и обучение рабочим профессиям. Количество поступающих в учреждения среднего профессионального образования растет, и конкурс в них даже выше, чем высшие учебные заведения. Школьники 9-х, 11-х классов осознанно делают выбор в пользу продолжения своей учебы в колледже. В молодежной среде появились свои послы «Профессионалитета» — те, кто популяризирует среднее образование и рабочие профессии, раскрытие своего потенциала через колледжи. При этом надо сделать поправку, что речь идет о современных, технологичных профессиях. Мы бы хотели стать площадкой именно для такой молодежи, которая выбирает инженерные, технологические направления. На этой площадке молодые люди могли бы учиться, обсуждать актуальные темы, обмениваться мнениями.

Читать также:
Полезная книжка: Как в ЛНР получить удостоверение ветерана боевых действий

Сегодня все еще сильны мифы о том, что работа на предприятии — это тяжелый физический труд в плохих условиях за небольшую зарплату. А ведь реальность давно изменилась. Молодежь это знает или ей нужно рассказывать об этом?

Игорь Журавлев: Конечно, нужно, популяризировать рабочие профессии. И мы это делаем. Говоря с детьми о внедрении искусственного интеллекта и роботизации, важно подавать информацию на понятном им языке. У нас есть авторские образовательные программы, подготовленные педагогическим коллективом центра. Есть программы, которые мы реализуем совместно с нашими партнерами: РЖД, «Роскосмосом», их структурными подразделениями.

Центр делает ставку на раннюю профориентацию детей, подростков, молодежи и выбор ими профессиональной траектории

Мы вместе с детьми стараемся проектировать образовательное пространство центра: они мечтают о том, каким оно могло бы стать через 10, даже через 50 лет. Примерно то же самое мы обсуждали и с нашими партнерами. Их мнение нам важно, мы хотим знать, в каком направлении нам следует развиваться.

Когда, по вашему мнению, нужно начинать погружать детей в профессию? Какой возраст оптимален для этого?

Игорь Журавлев: Если мы говорим про те задачи, которые ставятся министерством просвещения, правительством РФ, то эта работа начинается уже в начальных классах — детям рассказывают о мире профессий. Это делается через посещение музеев, просмотр мультфильмов и кинофильмов. Есть проекты, которые предусматривают, что детям уже в старших группах детского сада нужно рассказывать о тех профессиях, с которыми они сталкиваются в жизни. Дети сегодня другие. Они более открыты и подготовлены к восприятию информации и пониманию того, что такое труд и профессиональный выбор.

В нашем центре мы работаем в основном со старшеклассниками и студентами техникумов и колледжей. С октября по май это возрастная группа 14-18 лет, а летом к нам начинают приезжать дети начиная с 11 лет. Это уже подростки, их уже гораздо больше интересуют темы выбора профессии, будущей работы. Они сами понимают, что недалек тот день, когда им предстоит определиться с профессией, задумываются над своим предназначением. Нам остается только помочь им в этом. Это очень важная задача, но мы видим большую отдачу со стороны приезжающих к нам подростков и молодых людей. То, что мы делаем, действительно для них важно.