В «Есенин-центре» в Москве открылась выставка благотворительного плаката эпохи модерна «Купите подснежник». Она проходит в рамках фестиваля «Звезда Рождества» и приурочена к 20-летнему юбилею портала о благотворительности «Милосердие.ru».
Кстати, Сергей Есенин, чье имя носит место встречи, вполне мог оказаться на одном из плакатов: во время Первой мировой войны он работал санитаром, участвовал в благотворительных концертах и собирал деньги для раненых.
Всего 19 репродукций начала XX века, а впечатление о богатой благотворительной истории России создано. Например, название выставке «Купите подснежник» дал плакат, посвященный Дню сирот воинов. Специфический жанр влияния на общественное мнение принес зримые деньги и сблизил народ, переживавший очень непростые времена, которые теперь поэтично называют эпохой модерна. Плакаты использовались для сбора средств на помощь раненым солдатам и их семьям, голодающим и больным. А в работе над этими рисованными призывами принимали участие самые известные художники современности. Например, Константин Коровин.
Его плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской» появился в 1914 году, когда российское общество еще плохо понимало, какие же перемены происходят на западном фронте Первой мировой войны.
«9 августа 1914 года в Петербург прибыл первый эшелон с ранеными, — рассказывает историк и куратор выставки Анна Маркова. — Публика встречала и кидала им яблоки, конфеты, даже арбузы, не понимая, что пострадавшим нужен покой, а не яркая шумная встреча».
На своем плакате Коровин перечисляет конкретно, что необходимо жертвовать: теплая одежда, носильное платье, белье, обувь, пищевые продукты… Художник воспринял войну как личную трагедию. Он не мог понять, как можно в это сложное время, например, посещать театры, поэтому писал: «Мы больны театральщиной». Оказавшись в штабе Юго-западного фронта, много работал над зарисовками с натуры.
Одним из самых известных плакатов времен Первой мировой стал рисунок Леонида Пастернака (отца знаменитого поэта) — «На помощь жертвам войны».
«Чтобы быть достоверным, художник попросил прислать к нему домой солдата в полной амуниции, — продолжает свою экскурсию по выставке историк. — Плакат был воспроизведен стотысячными тиражами, практически, как «Родина-мать зовет» во время Великой Отечественной войны».
В истории плакатов останутся и сюжеты о пленных. Один из них взывает к москвичам, которых просят «не уставать жертвовать для раненых на передовых». Там же сообщается, что в зоне боевого столкновения может работать только Красный крест, который уже направил на позиции 164 лазарета, 22 отряда при 55 тысячах кроватей.
Как рассказывает Анна Маркова, в плену той войны оказалось около полутора миллионов человек, в том числе и будущий маршал Тухачевский, которому удалось бежать: «Между представительствами Красного креста в разных странах была договоренность, что медсестры могут посещать пленных, инспектировать их содержание и передавать посылки. То есть, благодаря им мы знаем, сколько солдат было в плену».
Организаторы придумали уникальный формат: прямо на выставке завязалась навеянная плакатами дискуссия. Например, что важнее — почти стерильные по эмоциям сборы денег или живая помощь и общение с больными и нуждающимся?
«Предельно выстроенные технологии, конечно, важны для материальной помощи, но за цифрами и отчетами — живые люди, они в одиночестве и им необходимо человеческое общение», — заявил Михаил Потокин, врио председателя синодального отдела по благотворительности РПЦ.
«С помощью «железного коня» мы соберем больше денег и поможем большему количеству людей», — обратившись за цитатой к Сергею Есенину, парировала Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость».