Валентина Талызина — с иронией к судьбе

18

Содержание:

Она критически относится к своему таланту и своей внешности. Подшучивает над собственным характером. Посмеивается над забавными репликами в свой адрес. Даже знаменитый завораживающий голос Талызиной сама хозяйка воспринимает как инструмент, который приходится беречь. О жизни она рассказывает очень просто, ничего, что могло бы стать фальшивой нотой в ее повествовании. Истинно народная артистка — настоящая и любимая.

Пушкин на русской печке

Я себя помню рано, помню, как меня укусила собака. Мне было года два — два с половиной, и с тех пор боюсь собак. А они чувствуют, что боюсь.

Я была послушным ребенком, но некоторая хитрость у меня была. Помню, как мама одевала меня в детский сад, она меня одела, мы выскочили на крыльцо и я ей говорю: «Мам, ты что на меня трусы не надела?» «Боже!..» — вскрикнула мама, и мы вернулись одевать трусы.

Когда я пошла в первый класс, мама меня зимой на санках возила в школу. А лет в восемь я прочитала «Евгения Онегина» и плакала над судьбой Татьяны, что он на ней не женился. Говорю тебе это честно и откровенно. А в классе третьем учительница брала меня к себе домой, садила на русскую печку и я читала ее семье сказку про попа и его работника Балду.

Между нами говоря: в школу я пошла в 1942 году, война была, тяжелое время. Мы жили в Сибири, мама держала корову, и мы не голодали. Когда немного стала соображать, полюбила радио, я его могла слушать часами. А когда стали привозить американское кино, такое как «Серенада солнечной долины», это для меня стало настоящим окном в мир, я могла кино смотреть бесконечно в нашем сельском клубе. Киномеханик, дядя Леша Печенкин, привозил кино, я смотрела все картины, которые он привозил. Фильмы уносили меня в другую, неведомую мне жизнь, во все глаза смотрела, как играют артисты. Когда я приехала учиться в ГИТИС, я артистов знала лучше, чем московские студенты.

Сталинская стипендиатка

…Москва меня особо по голове не ударила. Я быстро освоилась в метро. В Москве жила моя троюродная сестра, когда я приехала и сказала ей, что хочу быть артисткой, она мне сказала: «Валя, не по плечу ты это затеяла…»

Запомнила, как я первый раз вошла в Собиновский переулок, увидела дом и говорю себе: «Это ГИТИС, если угадала, то поступлю…». Я не угадала. В тот год уже основной набор был завершен, но на мое счастье был дополнительный набор. Это было провидение… Я же приехала от фонаря, я же ничего не знала, ни с кем не созванивалась. Мое поступление, конечно, провидение. Я приехала в Москву без школьного аттестата, у меня был паспорт и справка о том, что я студентка 3-го курса Омского сельскохозяйственного института. Все! Николай Васильевич Петров, который когда-то был Николя Петер и танцевал в Петербурге, в кафе-шантанах. Он был народный артист России. Варвара Алексеевна Вронская, бывшая актриса МХАТа, красавица была. Немирович-Данченко предложил ей стать близким человеком, она отказалась и больше в театре ролей не получала. Это мои педагоги, моя вечная им благодарность. Училась я на пятерки, была Сталинской стипендиаткой.

«Я Раневской не понравилась…»

Театр мне сразу понравился, я училась у всех. У знаменитых и не у знаменитых. В гримерке, в массовке, на сцене, в кулисах — везде училась. Я переиграла всех комсомолок. Когда я пришла в театр, то было сказано: «Пришла девочка, некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с красивым голосом и очень профессиональная». Это сказала режиссер Инна Александровна Данкман.

Меня как-то быстро приняли и полюбили в театре. Один пример: я опаздывала на репетиции, жила в общежитии на Каретном Ряду, до театра минут за десять можно было добежать. Как-то все не могла рассчитать время и привирала, то одна причина, то другая. Однажды ко мне подошел Борис Владимирович Иванов, бывший артист одесской оперы, фронтовик. Он сказал: «Вы позволяете себе такое, как будто вы гениальная артистка, а вы не гениальная, вы обыкновенная артистка и опаздывать вы не должны».

Он меня как отрубил, с той поры и по сей день я перестала опаздывать. Я и сегодня на все репетиции прихожу раньше всех.

Главные роли мне не давали играть шесть лет, только потом Ирина Анисимова-Вульф дала мне роль красавицы Зинаиды в спектакле «Дядюшкин сон». Фаина Раневская пришла в театр, и для нее взяли главную роль Марии Александровны Москалевой. Я играла ее дочку.

Я сначала Фаине Георгиевне не понравилась, она говорила про меня: «Какая же некрасивая…» Партнерша она была великолепная, потом, в процессе работы, она меня полюбила. Я деревенела перед ней, я понимала, что я никакая не красавица. Но когда на меня надели корсет, надели розовое, все в кружевах и оборках платье. Открыли плечи, сделали мне ресницы, носик подтянули, парик темно-каштановый… Когда я подошла к зеркалу и увидела себя, подумала: кто это? А в следующую секунду подумала: так это же я. И кого я, между прочим, боюсь?.. Пошла на сцену и как дала монолог: «Князь, князь, простите меня!..» А Раневская говорит режиссеру: «Ирина, это же мелодрама…» А Ирина Сергеевна понимала, что меня прорвало, она отвечала: «Ничего, Фаина Георгиевна, ничего…» А меня уже было не остановить, я давала весь темперамент и кричала до самого балкона. И с тех пор я стала для нее хорошей артисткой. Как-то Раневская сказала такую фразу: «Талызина лучше меня, она умеет играть героинь и характерные роли».

Моя Раневская? Слабая, одинокая, старая женщина. Очень остроумная! Вера Марецкая была потрясающая актриса, Николай Мордвинов был гениальный актер, Ростислав Плятт — великолепный был артист. И даже Любовь Петровна Орлова — хорошо играла свои роли. Валентина Серова была великолепная актриса.

Марецкая была настоящей хозяйкой Театра Моссовета, она же пришла еще в студию Завадского, девчонкой пришла, и смотрела на него широко раскрытыми глазами. У них случился роман, она вышла за него замуж, родила сына, а он потом ее бросил. У него было пять или шесть официальных жен. Она все ему простила, отношения у них были замечательные. Как с художником, другом и учителем.

А когда Вера Петровна снялась в картине «Член правительства», то после этого Марецкая открывала все двери и стала народной героиней. Она для меня стала наставницей. Когда я к ней приходила жаловаться, Вера Петровна очень резко и точно со мной разговаривала, учила меня…

Она не очень любила Любовь Петровну Орлову, потому что та была абсолютная звезда и народ на нее валом валил. Любовь Петровна была актриса музыкального театра, но как драматическая была ничего.

А Завадский чуйку имел колоссальную — собрал всех звезд. Орлову, Раневскую, Серову, у нас в театре был полный звездный комплект, на который шла публика.

«Виктюк меня отшлифовал»

Между нами говоря, на меня как на артистку самое большое влияние оказал Роман Виктюк.

Читать также:
Сериал об истории любви Натальи Гончаровой и Александра Пушкина выйдет на ТВ

Виктюк меня доделал как актрису, отшлифовал. Понимаешь, мы с ним встретились в 1954 году. 70 лет назад…

Я тогда училась на первом курсе института, а он на втором. Роман любил говорить, а я его слушала как птицу Сириус, не дыша… Он таскал меня по все театрам и концертам. Консерватория, балет, Большой театр, мы с ним везде «зайцами» проходили.

Я только со временем поняла, что я его любила. Любила его не как мужчину, а как данность. Он однажды журналисту Андрею Малахову на его вопрос «Кто для вас Талызина?» ответил так: «Талызина — это вся моя жизнь». Мы любили друг друга, любили. Как духовную субстанцию, без всякого секса. Было время, я на него обижалась, он всем ставил главные роли, мне нет.

Однажды я ему сказала: «Рома, обязательно поезжай в этот санаторий. Там очень хорошо, тебе станет легче жить после лечения, там минеральная вода гениальная…»

Перед тем как ему все разрекламировать, я там отдыхала и всем докторам санатория наказала: как приедет Виктюк, вы у него спросите, почему он артистке Талызиной не дает главных ролей? Не успел он туда приехать, как его стали расспрашивать про артистку Талызину. Он кричал на меня — сумасшедшая!.. Но я тебе скажу, я так рада, что была на его последнем спектакле «Мелкий бес» по пьесе Федора Сологуба. Эту пьесу я не читала, хотя прочла большую часть русской драматургии. Я ничего не поняла в этом спектакле, но Виктюку сказала: «Ты гений». Мы поцеловались, и я ушла. Это была наша с ним последняя встреча. Если бы сегодня можно было позвонить в прошлое, я бы позвонила Виктюку. Сказала бы ему: «Рома, я была с тобой счастлива…»

За свои 66 лет в театре я настолько понимаю его, что больших удивлений уже нет. Понимаю, где что работает: актер, режиссер, костюмы, нутро. Все понимаю. Сегодня часто говорят со сцены органично, но не глубоко.

Не раз слышала: в театре много зависти. Но это не всегда зависть.

Человек, который с тобой работает в театре, думает порой: почему ей хлопают, а мне нет? Я же не хуже… Но в общем, конечно, зависть есть. Я всегда обалдевала, когда видела, что артистка делает то, чего не могу я.

Была такая актриса в Малом театре — Констанция Роек, как она играла! Боже! Убивала, в хорошем смысле этого слова, своей игрой. Гена Бортников потрясающе играл, Рита Терехова — великолепно играла. В нашем театре была очень большая культура, даже артист «маленький», который играл небольшие роли, играл очень хорошо.

Сохранилась эта культура и сегодня, это я говорю про артистов, у которых есть талант. Талант — это когда работаешь душой, а не механически.

Встреча на Полтавщине

Мой голос… Даю тебе честное слово! Совсем недавно думала, да что же они прицепились к моему голосу? По лицу не узнают, а узнают по голосу. Я однажды говорила по телефону на вокзале, стояла спиной ко всем. Сзади идет какая-то баба и говорит: «Слышу голос Талызиной!» Я обалдела.

Когда мы снимались в «Иронии судьбы» и Гошка Бурков однажды послал меня за водкой в Елисеевский магазин, я подошла там к высокой витрине и сказала: «Продайте мне, пожалуйста, две бутылки водки». Из-за высокого прилавка баба сказала: «Слышу Талызину…» Честное слово, так и было.

Теперь я тебе скажу одну вещь. Года три назад я села и посмотрела «Иронию судьбы» от начала и до конца. Думаю, ну надо же наконец-то понять, в чем феномен этой картины? Увлеклась, посмотрела весь фильм. Бурков, Андрей Мягков, замечательная актриса Добржанская, прекрасная Люба Соколова. И героиня в общем красивая и симпатичная, очень точно говорит… Героиня говорит: «Вы считаете меня легкомысленной?» Добржанская отвечает: «Поживем — увидим…» И вдруг я понимаю, что хочу, чтобы Барбара Брыльска говорила дальше… Скромно это или не скромно, но было так. А потом думаю: Валя, так это же твой голос…

Я, конечно, к своему голосу всегда относилась очень бережно. Помню, как-то наелась мороженого и сразу подхватила ангину. Я поняла, что мороженое не моя история, и перестала его есть. Я никогда не курила — голос берегла… Голос — это твой аппарат, который надо беречь! Немирович-Данченко говорил: «Что главное у артиста? На семьдесят пять процентов голос, на десять процентов внешность, а потом уже все остальное…» Чувствуешь?..

Когда мне исполнилось семьдесят лет, тогда еще Украина была еще в нормальном состоянии. Киевский телеканал «Интер» решил сделать обо мне программу.

Мои прадеды, дед и бабушка в 1906 году уехали из Полтавской губернии в Сибирь по переселенческой реформе. На Полтавщине они жили в деревне Бугаевка, мы туда приехали с журналистами. Господи, меня встречала вся деревня хороводом, они пели, говорили пронзительные слова, от которых я стала рыдать. Такой наив, такая чистота…

Хотя плачу крайне редко. В Бугаевке, в клубе я говорила о своей родне, вспоминала. Потом был обед, после него ко мне подошла женщина и говорит: «А вы знаете, мне тетка говорила, что семья Дуля была очень работящая, играли на всех инструментах и очень хорошо пели…» Мамина девичья фамилия — Дуля… В ту самую минуту я все поняла про свой голос.

Про Родину и возраст

Знаешь, сейчас, к старости лет, я так счастлива, что живу в России. Тихо и скромно живу.

Ухать из России? Боже упаси! Никогда таких мыслей в голове не было. Мне однажды один человек, с которым у меня не было никаких отношений, но мы симпатизировали друг другу, сказал: «Я уезжаю за границу и приглашаю вас с собой жить». «Зачем я вам там нужна?» — спросила я. «Хочу увезти кусок России…» — ответил он. «Леня, я куском России не поеду…» — вырвалось у меня.

Потом мне в Париже один наш эмигрант говорил: «Валя, надо оттуда уезжать…» Оттуда, это он имел в виду Россию.

«Что я буду здесь делать?» — спрашиваю я. «Ну, сначала мыть полы…» — говорит он мне.

Нет, мой дорогой, французы не дождутся, чтобы я им мыла полы. Лучше я здесь буду артисткой.

Мне в январе будет 90 лет, я никогда не ощущала, что мне столько. И болезни есть, я с ними борюсь.

Годы дают мудрость, спокойствие и проницательный взгляд. Мама у меня, будучи в возрасте, сразу понимала, кто пришел к нам в дом. И никогда не ошибалась. Сегодня я стала походить на маму.

Блиц

Ваша первая тройка великих актеров?

Валентина Талызина: Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Вера Марецкая.

Вы счастливая?

Валентина Талызина: Во всяком случае, себя несчастливой назвать не могу.

Чего вам хочется от жизни?

Валентина Талызина: Хочу дожить до правнука.