Донецкий молодежный театр встретился с московскими зрителями «У ковчега в восемь»

45

Максим ВасюновВпервые музыкальную комедию немецкого драматурга Ульриха Хуба Донецкий молодежный театр поставил в 2013 году. Сыграл его на фестивале детских театров Украины и России и собрал там все призы, в том числе главный. Жюри, а их было два — киевское и московское, в своем выборе оказались единогласны. И это несмотря на то что на тот же фестиваль спектакль «У ковчега в восемь» привезли сразу несколько украинских театров. История о Всемирном потопе и ссорящихся представителях одного семейства уже тогда была очень востребованной.

А дальше случился майдан, в Донбассе начались боевые действия, и Макеевка, а именно в этом городе — спутнике Донецка находится Молодежный театр, оказалась в зоне риска. Практически все актеры «ковчега» уехали. Театр, конечно, продолжал жить, спектакль пытались восстановить — за восемь лет сменилось несколько репетиционных составов. Но вернуть пьесу на сцену удалось лишь в прошлом году. И вот теперь у театра большие гастроли. В марте «У ковчега в восемь» собирались уральцы и сибиряки — от Нижнего Тагила до Тюмени. Затем «ковчег» донецкого РАМТа пришвартовался на сцене РАМТа московского. Два показа и на обоих аншлаги.

И все, конечно, искали в спектакле подтексты — название провоцировало, и, конечно, находили. Три птицы, которые не летают, живут скучно — без новостей и открытий, от тоски ссорятся, обвиняют Бога в том, что он все перепутал, завидуют бабочке, которую один из пингвинов случайно убивает. Они даже не замечают, как портится погода. Но жизнь пингвинов меняется, когда на побережье появляется голубка.

У актрисы Оксаны Плюхи богатый на трактовку образ. Серый костюм и огромные очки пилота выдают в ней героя Экзюпери, мегафон — спасателя, который объявляет о срочной эвакуации, но и который в тот же мегафон зачитывает стихи из Книги Бытия — о Всемирном потопе, конечно. Первые минуты голубка своими речами напоминает сектантку, такие раньше звонили в дверь со словами: а вы верите в Бога? Но и по клоунскому гриму, и по интонациям быстро становится понятно, что все это несерьезно и никто сцену с амвоном не перепутал.

О высоких истинах здесь говорить не будут, кроме разве одной: когда рушится мир, единственное, что требуется — оставаться человеком. Даже если ты пингвин или голубь, или даже баобаб, как в песне Высоцкого.

Читать также:
Как искали дом в Усково, ставший родным для Беллы Ахмадулиной

И когда голубка сообщает главную новость — что на спасительный ковчег берут лишь каждой твари по паре, и не пингвином больше, почему-то уже заранее знаешь продолжение. Конечно, найдут способ провести в трюм третьего, и, конечно, все выживут, в какие бы приключения за сорокадневное плавание они ни попадали. И придут на борт и сойдут с него все и вовремя. Потому что «в гости к Богу не бывает опозданий». Вышли, кстати, очень эффектно — по цветастой дорожке, художники каждый раз рисуют красками рулон обоев заново. Хендмейд из Макеевки вызвал бурный восторг зрителей. «Вот чем, оказывается, можно покорить Москву!» — удивлялись за кулисами актеры театра.

Никаких ковчегов на сцене не было. Зачем, если весь мир — Ноев ковчег, бороздящий просторы Вселенной

На самом деле покорили многим, но больше всего своей непосредственностью и настоящей, не наигранной, любовью к своим персонажам и зрителям. Тот театр, в котором режиссер не выпячивает себя и актеры надменно не стебутся над публикой, перебирая штамп за штампом.

Штампов, кстати, счастливо избежали. Никаких ковчегов на сцену никто не вытаскивал. Да и зачем, если в программке жанр постановки определили как притчу, а раз так, то все мы в ковчеге, весь мир — Ноев корабль, бороздящий просторы Вселенной.

А для актеров ковчег — театр. Место, где они забывают о ливнях и «Градах». Где могут быть хоть пингвинами, хоть Ноем… Многие донбасские артисты мне признавались, что только после начала войны по-настоящему поняли, как им повезло с профессией.

А Ноем в итоге оказывается музыкант, который весь вечер то играл на гитаре и барабане, то создавал звуковые спецэффекты с помощью металлического листа — гром, то брал в руку рейнстик — и шел дождь, а то и просто поливал из лейки зонты. Обнаженная условность — на это ведь тоже нынче решаются только те, кто искренен и кто не держит фигу в кармане.

За искренность и чистоту московские зрители благодарили дончан долго. Это был успех, и символично, что спектакль-страдалец обрел почву именно на главной театральной площади страны, с которой к тому же, если стоять спиной к РАМТу, можно увидеть возносящиеся к небу огромные буквы «Арарат». По преданию именно на этой горе остановился Ноев ковчег.