Искусство как оружие. Вклад театра и музыки в Победу

5

Шостакович мечтал, чтобы Седьмую симфонию услышал весь Ленинград01.05.202500:00Инга Бугулова изменить размер шрифта: 1.0xВ этом году вся страна празднует 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы знаем о великих маршалах и чтим неизвестного солдата, помним о героизме тыла, о подвигах врачей, ученых, но какой вклад в эту — нашу общую Победу внесло искусство, и в частности — театр? Вспоминаем важнейшие вехи отечественной культуры, рождавшейся во время войны, и вновь напоминаем себе и другим: искусство — тоже может быть оружием.

Пусть знаменитая «Ленинградская» (Седьмая) симфония Дмитрия Шостаковича не относится к театру как таковому, но, без сомнения, — это тот аккорд, без которого искусство, рождавшееся во время войны, представить и, что еще важнее — понять, невозможно. «Первый удар по Рейхстагу», «секретное оружие блокадного Ленинграда», «приговор для неприятеля» — «народные» названия Седьмой симфонии. В них отражено важнейшее значение этой музыки, оказавшей влияние на все мировое искусство.

Но если — о театре, то еще в 60-х годах Мариинка (тогда — Театр оперы и балета им. Кирова — прим. «РГ») поставила на основе этого произведения балет — «Ленинградская симфония» (хореография Игоря Бельского), в 2001 году он был воссоздан, и сегодня традиционно его исполняют дважды в сезон, в самые важные для петербуржцев даты: День снятия блокады и День Победы. Будет так и в этом году: 9 и 10 мая — балет в афише Мариинского театра, а чуть раньше привезут его и в Москву (6 и 7 мая, Большой театр).

«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому — не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал и не ел. И отрывался от сочинения только тогда, когда дежурил. Или при возникновении воздушных тревог», — так о работе над легендарным сочинением вспоминал сам Дмитрий Шостакович.

Читать также:
От Потемкина до Онегина: Какие фильмы рекомендуют смотреть школьникам и почему

Начинал писать симфонию композитор в родном городе на Неве, заканчивал — в Куйбышеве, куда был эвакуирован. Здесь же 5 марта 1942 года состоялась премьера — играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. После — сочинение услышали в Москве и Новосибирске. Но сам Шостакович мечтал, чтобы «Седьмая симфония» прозвучала в Ленинграде. И это случилось — 9 августа 1942 года осажденный город (и даже не столько его) потрясла поистине героическая премьера.

Чтобы исполнить монументальную симфонию с огромным составом оркестра, музыкантов отзывали из военных частей. Некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — подкормить, подлечить, ведь почти все жители города стали дистрофиками. Зал филармонии был полон. Бледные, истощенные ленинградцы заполнили его, чтобы услышать музыку, посвященную им. Динамики разносили ее по всему городу. А в то же самое время все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать знаменательной премьере.

«Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух — первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!», — вспоминала одна из участниц события, музыкант Ксения Матус.

С этого момента победное шествие «Ленинградской» симфонии началось по всему миру.