Классика недели: Чижевский, Никифорчин, Чудовский, Лазарев, Иноуэ, Вирсаладзе

6

«Мессия» Генделя заставит потерять дар речи, великие балеты Чайковского внушат веру в добро, «Метаморфозы» Штрауса зарифмуются со «Светлой печалью» Канчели, а «Мастер и Мандолина» объединит поэзию и музыку.

Кто играет: Государственный академический камерный оркестр России, ансамбль Questa Musica (дирижер Филипп Чижевский), солисты Надежда Павлова, Надежда Карязина, Ярослав Абаимов, Игорь Подоплелов.

Что играет: Г.Ф. Гендель — Оратория «Мессия».

Почему идти: «Когда звучит музыка Генделя, атеист теряет дар речи», — говорил Бернард Шоу. «Мессия» — именно тот случай. Самая знаменитая оратория Генделя — это испытание для музыкантов: высочайшее инструментальное мастерство, сложнейшее хоровое письмо и виртуозные сольные партии подвластны не каждому коллективу. Вызов примут известные российские вокалисты, Государственный камерный оркестр и ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского, удостоенного свое время «Золотой маски» за исполнение «Триумфа Времени и Бесчувствия» того же Генделя.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 27 апреля; 1 500 — 5 000 руб.

Кто играет: Государственный Кремлёвский оркестр под управлением Константина Чудовского.

Что играет: «Великие балеты Чайковского».

Почему идти: «Я хочу, чтобы в моей музыке находили успокоение и подпору», — писал Чайковский. Именно эти чувства несет его балетная музыка, проникнутая той высокой простотой, в которой и кроется главный секрет русской классики. Сюиты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» в исполнении Государственного Кремлёвского оркестра перенесут юных и взрослых слушателей в сказку, проникнутая верой в добро, благородством и человечностью.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 26 апреля; 800 — 5 000 руб.

Кто играет: Хироко Иноуэ, Филипп Чельцов, Моше Ариэль, Андрей Батуркин, Вера Кононова, Государственный Кремлевский оркестр (дирижёр Игорь Шевернев).

Что играет: Фестиваль «Мировые звезды органной музыки».

Почему идти: Органные концерты — практически единственная форма классической музыки, которая не пугает начинающих меломанов. Фестиваль «Мировые звезды органной музыки» интересен идеей представить «короля инструментов» в окружении «свиты» — симфонического оркестра, двух вокалистов и масштабных видеоинсталляций. От токкаты и фуги Иоганна Себастьяна Баха до «Призрака оперы» Эндрю Ллойда Уэббера — в путешествие от барокко до современной классики приглашают органисты из России, Японии и Израиля, сопрано Вера Кононова и баритон Андрей Батуркин. Идеальный вариант для тех, кто начинает знакомство с органной, да и вообще с классической музыкой.

Где, когда, сколько: Московский Международный Дом музыки; 29 апреля; 7 500 — 12 000 руб.

Кто играет: Симфонический оркестр «Академия русской музыки» под управлением Ивана Никифорчина, солист Филипп Руденко.

Что играет: Ф. Шопен — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, В. А. Моцарт — Симфония № 40, П. Чайковский — сюита из музыки балета «Лебединое озеро».

Почему идти: Полный страсти Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Шопена, Симфония № 40 Моцарта, сочетающая радость жизни с романтическим порывом и поэтичная образность «Лебединого озера» Чайковского — вот уж поистине «красота, смелость и стройность», по Пушкину. Дирижер «Академии русской музыки» Иван Никифорчин передаст все обаяние этой программы, а солист Филипп Руденко отразит всю гамму чувств, которую только может пробудить великая классика.

Читать также:
Что смотреть на 45-м Московском Международном кинофестивале

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 25 апреля; 800 — 5 000 руб.

Кто играет: Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова (дирижер Александр Лазарев), хор мальчиков и юношей Cantus, солисты Иван Каждан, Савелий Родин.

Что играет: Г. Канчели — «Светлая печаль», Р. Штраус — «Метаморфозы».

Почему идти: Дирижер Александр Лазарев любит парадоксальные, а то и шокирующие программы. Вот и на этот раз в одном концерте рифмуются проникновенно-возвышенная «Светлая печаль» Гии Канчели и апокалиптические «Метаморфозы» Рихарда Штрауса. Рифма не случайна. Оратория Канчели посвящена детям, погибшим в годы Второй мировой войны, произведение Штрауса было создано под впечатлением от бомбардировки Мюнхена. Маэстро Лазареву, который встанет в этот вечер за пульт Госоркестра, предстоит передать все звукоизобразительные градации обоих партитур — от мрака к свету. Безучастным не останется никто в зале.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 24 апреля; 600 — 2 000 руб.

Кто играет: Екатерина Мочалова (домра, мандолина), Пётр Татарицкий (художественное слово), Евгения Кривицкая (орган).

Что играет: Концерт-спектакль «Мастер и Мандолина»

Почему идти: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку?» — строки из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» стали отправной точкой для концерта-спектакля «Мастер и Мандолина», в котором музыканты также и немного актеры, а актерское искусство неотделимо от музыки. В программе вечера сочинения И.С. Баха, А. Вивальди, А. Зацепина, И. Корнелюка, сонеты Ф. Петрарки, Ж. Ануя, монологи, А. Чехова, М. Булгакова и др. Концерт-спектакль дебютировал на фестивале «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, затем его сыграли в Сочи на Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета, на очереди Москва.

Где, когда, сколько: Малый зал Консерватории; 24 апреля; 300 — 3 000 руб.

Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории под управлением Анатолия Левина, солистка Элисо Вирсаладзе.

Что играет: В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Похищение из сераля», Концерт № 21 для фортепиано с оркестром, И. Брамс — Симфония № 2.

Почему идти: Некоторые пианисты стараются наполнить позднюю музыку Моцарта контрастами и противоречиями. Или преподносят ее в экзальтированной манере, что ломает суть. У Элисо Вирсаладзе все не так: ее исполнение — не аффектированные страсти, а интимные дневники. «Она ставит масштабы пианистам», — говорил о Вирсаладзе великий Рихтер. Убедитесь в этом сами.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 27 апреля; 700 — 1 200 руб.