Классика недели: Гергиев, Герзмава, Мацуев, «Виртуозы Москвы», Березовский, Князев

18

Валерий Гергиев даст пищу для ума и сердца, Денис Мацуев впервые выступит на Live Арена, Хибла Герзмава откроет Международный конкурс своего имени, «Виртуозы Москвы» переосмыслят барочную музыку, в Кремлевском дворце покажут балет-детектив, а в Храме Христа Спасителя сыграют «классические» хиты

Кто играет: Симфонический оркестр и хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Что играет: Л. ван Бетховен — Симфонии № 6 («Пасторальная»), И. Брамс — Симфония № 4, Р. Вагнер — Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», А. Брукнер — Симфония № 8, И. Брамс — «Немецкий реквием».

Почему идти: Первые в этом году гастроли оркестра Мариинского театра в Москве начнутся 13 января с лукаво-грациозной симфонии № 6 Бетховена и бурно-романтической симфонии № 4 Брамса. 14 января вслед за музыкой Вагнера из «Тристана и Изольды», где каждая нота полна неземной любви, прозвучит Симфония № 8 Брукнера, «венец музыки XIX века». Заключительный концерт 15 января станет музыкальной молитвой, обращённой к каждому из нас. В «Немецком реквиеме» Брамса нет евангельских картин и даже не упомянуто имя Христа, зато много слов надежды и утешения. «Признаюсь, что охотно опустил бы в названии слово «немецкий» и поставил бы просто «человеческий», — писал сам автор реквиема. Именно этот глубинный замысел донесет до публики маэстро Гергиев, никогда не разочаровывающий тех, кто настроен на возвышенные мысли и сильные чувства.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 13, 14, 15 января; 800 — 6 000 руб.

Кто играет: Хибла Герзмава, Хосе Кура, Ольга Маслова, Вячеслав Васильев, Глеб Перязев, Ливей Хоу, Мария Лупарева, Екатерина Савинкова, Василий Попов, Марк Ваза, Елена Вардазарян, оркестр МАМТ (дирижер Ариф Дадашев).

Что играет: Гала-концерт открытия Второго международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава.

Почему идти: Возможность наблюдать за рождением новых звезд классической сцены предоставит московским меломанам Второй международный конкурс Хиблы Герзмавы, который пройдет с 14 по 24 января в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 43 вокалиста и 26 концертмейстера из разных стран мира, поддержка Президентского фонда культурных инициатив и наконец, имя основательницы, одной из наиболее востребованных оперных певиц современности, — свидетельство высочайшего авторитета этого конкурса. На гала-концерте открытия выступит выдающийся аргентинский тенор Хосе Кура, лауреаты Первого конкурса вокалистов и концертмейстеров и, разумеется, сама Хибла Герзмава, чья виртуозная вокальная техника в сочетании с невероятной харизмой сделают вечер незабываемым.

Где, когда, сколько: Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко;14 января; 3 000 — 5 000 руб.

Кто играет: Денис Мацуев в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (дирижер Иван Никифорчин)

Что играет: «Старый Новый год с Денисом Мацуевым».

Почему идти: Денис Мацуев впервые отметит Старый Новый год вместе с тысячами своих обожателей на гигантской Live Арена. Кипучую энергию Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Чайковского и торжествующий пафос Концерта для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова дополнит озорной свинг композиций, которые герой вечера сыграет с помощью друзей-джазменов. Публика обожает народного артиста России во всех его ипостасях, так что поклонники Мацуева будут в восторге от такого смешанного классически-джазового формата.

Где, когда, сколько: Live Арена; 20 января; 1 500 — 25 000 руб.

Кто играет: Алексей Казанцев, Ксения Хабинец, Полина Дияншина, Максим Сабитов, Максим Апатонов и другие.

Что играет: Балет-детектив «Продавец игрушек».

Почему идти: Театр «Кремлевский балет» — одна из визитных карточек столицы. С его постановками «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Жизели» и другой классики познакомились миллионы зрителей, а без кремлевского «Щелкунчика» уже немыслимы Новый год и Рождество. Тем же, кто насытился классикой и ищет острых хореографических ощущений, предназначен балет-детектив «Продавец игрушек». Публику ждет лихо закрученный сюжет, традиционная для Кремля масштабная сценография, интересный сплав классического танца с contemporary dance и, конечно же, мастерство артистов «Кремлевского балета» и музыкантов оркестра радио «Орфей».

Где, когда, сколько: Государственный Кремлевский Дворец; 17 января; 1 200 — 4 500 руб.

Кто играет: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (дирижер Алексей Рубин), солист Борис Березовский.

Что играет: П. Чайковский — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, Л. ван Бетховен — Симфония № 4.

Почему идти: Симфония № 4 Бетховена, которую Шуман называл «стройной эллинской девушкой между двумя северными исполинами» (т.е. Третьей и Пятой симфониями) — не такая уж простая; исполнить ее спокойно-уравновешенно, без залихватских контрастов дорогого стоит. В свою очередь, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Чайковского, потерявшийся в тени своего предшественника, требует от солиста не сверхвиртуозности, а глубины высказывания. Алексею Рубину, одному из самых многообещающих дирижеров своего поколения, и Борису Березовскому, очевидному наследнику русской фортепианной школы, будет где проявить себя в этот вечер.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 18 января; 2 000 — 4 000 руб.

Кто играет: Камерный оркестр «Виртуозы Москвы».

Читать также:
Видеореклама: как создать эффективный креатив?

Что играет: Концерт-мистерия «Времена года. Переосмысление».

Почему идти: Привнеся в заигранные до дыр «Времена года» свежесть и новизну, британский композитор-минималист Макс Рихтер буквально вписал себя в партитуру Вивальди: он сохранил около 25% оригинальной партитуры, но в каждой секунде новой версии заложена ДНК «рыжего аббата». На этом необычном концерте «Виртуозы Москвы» переосмыслят знаменитый вивальдиевский цикл, а также сочинения Баха, Пёрселла, Люлли и Доуленда под видеоряд, специально подготовленный для проекта «Времена года. Переосмысление» художниками из Канады.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 19 января; 600 — 1 800 руб.

Кто играет: Государственный Кремлевский оркестр под управлением Константина Чудовского.

Что играет: В.А. Моцарт — Маленькая ночная серенада, П. Чайковский — Вальс-скерцо и сюиты из музыки балетов «Щелкунчик», и «Лебединое озеро», Э. Григ — «В пещере горного короля», И. Штраус — «Весенние голоса», «Розы с юга», К. Сен-Санс — Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Н. Паганини — Кампанелла.

Почему идти: Сладкозвучная мелодичность Моцарта, высокая простота Чайковского, грациозная страстность Сен-Санса, поэтичная образность Грига, романтический порыв Штрауса и чувственная экстатичность «Кампанеллы Паганини — этот праздничный концерт для всей семьи соединит лирику, от которой парит душа, и простые мотивы, от которых поднимается настроение. Программа, состоящая только из «классических» хитов, потребует от Кремлевского оркестра ослепительной яркости, а от маэстро Константина Чудовского — свежести трактовки.

Где, когда, сколько: Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя; 16 января; 1 000 — 5 000 руб.

Кто играет: Ева Геворгян, Филипп Копачевский.

Что играет: С. Рахманинов — Этюды-картины №№ 1, 2, 3, 6, 9, Соната № 2, «Симфонические танцы» (переложение для двух фортепиано автора).

Почему идти: «Рахманинов был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото — в сердце», — так писали современники о великом русском композиторе. Филипп Копачевский, сочетающий яркую эмоциональность с интеллектуальным подходом, и Ева Геворгян, чья манера игры отличается изяществом и утончённостью, передадут мелодическое очарование и ярчайшую образность фортепианных шедевров Рахманинова — чтобы душа слушателя вновь запела от этой музыки, как поет уже долгие годы

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 19 января; 500 — 1 500 руб.

Кто играет: Александр Князев.

Что играет: И.С. Бах — шесть сюит для виолончели соло.

Почему идти: Концерт поистине уникален: в один вечер прозвучат все сюиты Баха для виолончели соло; настоящий музыкальный марафон. Для многих коллег Александра Князева эти шесть сюит остаются камнем преткновения в силу своей технической сложности и изысканности стиля. Однако Князеву, искушенному в музыке лейпцигского кантора, не занимать ни того, ни другого. Подобно предшественнику Баха, знаменитому гамбисту Сент-Коломбу, Князев переживает на сцене рождение и смерть каждого звука так, как будто он последний. Спешите видеть и особенно слышать.

Где, когда, сколько: Большой зал консерватории; 17 января; 500 — 1 500 руб.

Кто играет: Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского.

Что играет: Ф. Легар — оперетта «Весёлая вдова» (полусценическое исполнение).

Почему идти: Для своего времени оперетта Легара «Веселая вдова» была чем-то вроде мюзикла Уэббера «Кошки»: успех ее длился несколько десятилетий, сделав жанр оперетты безумно популярным. Незадачливый посол Зета, богатая вдова Ганна Главари и гуляка-граф Данило до сих пор вызывают улыбку, а музыка в ритме вальса покоряет сердца. Порыв, мечтательность, шаловливый задор, юмор и страсть — праздник в зале «Зарядье», который вновь состоится благодаря Госкапелле под управлением Валерия Полянского.

Где, когда, сколько: Концертный зал «Зарядье»; 17 января; 500 — 2 000 руб.

Кто играет: Концертный симфонический оркестр Московской консерватории (дирижер Анатолий Левин), солисты Андрей Писарев, Рувим Островский, Сергей Сычков, Элеонора Карпухова, Елена Жукова, Михаил Ченцов.

Что играет: В.А. Моцарт — Рондо ре мажор, П. Чайковский — Концерт №1 для фортепиано с оркестром (I часть), Э. Григ — Концерт для фортепиано с оркестром (I часть), C. Рахманинов — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (I часть), Концерт №3 для фортепиано с оркестром (II и III части), Рапсодия на тему Паганини.

Почему идти: Концерт Piano Orchestra Gala к 100-летию со дня рождения старейшего педагога Московской консерватории О.М. Жуковой — не просто строчка в афише. Корифеи отечественного фортепианного искусства оставили о Жуковой как о пианистке множество лестных воспоминаний. К примеру, Яков Флиер свидетельствовал: «Она производит глубокое впечатление своей игрой — артистичной, виртуозной и в то же время самобытной и содержательной». Однако легендой консерватории Ольга Михайловна стала именно как педагог: за 60 лет она воспитала свыше 125 высококлассных пианистов. И на ее юбилейном концерте меломаны рассчитывают услышать именно такую игру — артистичную, виртуозную и в то же время самобытную и содержательную.

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 15 января; 500 — 700 руб.