Концерт открытия фестиваля «Красная площадь» всегда по-своему эпичен и красив. Хотя — а разве может быть иначе здесь, у Спасской башни и Собора Василия Блаженного? Тем более что нынешний книжный парад посвящен такой огромной дате, о которой напомнил в своей приветственной телеграмме организаторам и участникам «Красной площади» президент России Владимир Путин: «Особо отмечу, что в нынешнем году главной темой фестиваля станет 80-летие Великой Победы и Год защитника Отечества. Тема героизма наших воинов — одна из констант отечественной культуры. Лучшие образцы военной прозы и поэзии, наполненные силой, правдой, искренними, неподдельными чувствами, являются нашим подлинным национальным достоянием, служат сбережению памяти о тех, кто в годы Великой Отечественной войны защищал родную землю, вдохновляют бойцов и командиров, которые сегодня сражаются за будущее России».
Телеграмму Владимира Путина зачитал помощник президента Владимир Мединский. Он же поздравил со сцены писателя Александра Проханова с присуждением ему почетного звания Героя труда.
Председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин в свою очередь отметил, что фестиваль «остается ярким праздником для всех, кто любит и ценит книгу»: «В этом году книжный фестиваль «Красная площадь» проходит уже в одиннадцатый раз, и, став хорошей традицией, он не утратил способности по-доброму удивлять своих гостей».
О том, как в непростые времена особенно востребована умная и честная книга, говорил на Главной сцене фестиваля и президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Провести праздник книги на Красной площади не помешала ни пандемия, ни «по сути война с объединенным Западом». Более того, книжный фестиваль в Москве показал пример другим регионам, и такие праздники литературы теперь становятся привычными по всей стране — от Владивостока до Калининграда, от Уфы до Дворцовой площади Петербурга.
По традиции на открытии фестиваля Сергей Степашин прочитал стихи. В этот раз — из поэзии Сергея Есенина, которому в этом году 130 лет. Последнее четверостишие из «Руси советской» — «Но и тогда, / когда на всей планете / Пройдет вражда племен…» — оказалось красивым «мостиком» к концерту открытия фестиваля — одному из самых ярких событий первого дня.
Книжный фестиваль «Красная площадь» открылся «Словом о полку Игореве» — драматической симфонией для чтеца, альта и двух оркестров
После очередного перезвона кремлевских курантов на Красной площади зазвучало «Слово о полку Игореве», драматическая симфония для чтеца, альта, симфонического и народного оркестров. Партию альта, олицетворяющую, по задумке композитора, современного классика Александра Чайковского, душу князя, исполнил Юрий Башмет. Текст «Слова» в переводе выдающегося ученого Олега Творогова читал Сергей Гармаш. Симфоническую часть взял на себя оркестр «Новая Россия», народную — ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной. Дирижировал всем этим мощным пиршеством маэстро Фредди Кадена.
Почему книжный фестиваль открыло «Слово»? Есть два повода — 840-летие похода князя Игоря на половцев и 225-летие со времен первой публикации этого шедевра древнерусского книжника, «соединившего историческую подлинность с высокой поэзией». Начитанным людям, а других на фестивале, кажется, нет, не нужно объяснять, почему это не рядовые календарные даты.
И музыканты с чтецом сделали все, чтобы «золотое слово, со слезами смешанное» звучало сегодня так, будто бы речь идет не о XII веке, а о нынешних днях. «Я видел, как слушали зрители, — уже после концерта рассказал «Российской газете» Юрий Башмет. — А ведь такое сочетание народных и симфонических инструментов многие, быть может, слушали впервые — и Красная площадь, и звон колоколов, который врывался в нашу музыку, и даже ветер, трепавший нотные листы, — все это вместе помогало всем нам почувствовать себя частью истории, в которой мы совсем не одинокие путники».
Концерт по мотивам памятника древнерусской литературы подчеркнул и один из главных трендов нынешнего фестиваля — поворот к правдивой собственной истории. Прежде всего, конечно, к истории Великой Отечественной войны. В первые же несколько часов работы фестиваля свою новую книгу «Полководцы Победы» презентовал Леонид Млечин. Архивист Андрей Сорокин рассказал, как работал над иллюстрированной «Летописью Победы. 1418 дней и ночей». А Сергей Степашин и Павел Крашенинников представили вышедшее в издательстве «Эксмо» исследование «На пути к сверхдержаве. Государство и право во времена войны и мира (1939-1953)».
Один из самых искренних разговоров получился у сотрудников Дома-музея Марины Цветаевой — о «вымечтанном» сыне поэтессы Муре, Георгии Эфроне, которому в этом году могло исполниться сто лет.
Судьба его горька — эмиграция, возвращение, гибель на войне. Почему избалованный мальчишка, росший в Европе, пошел на войну? Мог ли не пойти? Чему его судьба могла бы научить нас сегодняшних? Научит ли?
Из 600 заявленных в программе фестиваля событий — четверть точно так или иначе посвящена истории. Если не страны и не выдающегося ее гражданина, то книги.
В этом году исполняется 90 лет «Дяде Степе» Сергея Михалкова. Кто скажет, что это не повод отпраздновать такую дату на главной площади страны, тот никогда не был ребенком или вырос в какой-то другой стране.
«Мне кажется, «Дядю Степу» любят и читают дети до сих пор, потому что он добрый, веселый и любит всем помогать, — объяснила «РГ» Юлия Валерьевна Субботина-Михалкова, вдова поэта. — А вообще, «Дядя Степа» — это же настоящий «Евгений Онегин» для детей».
О «самом главное великане» говорили на одной из площадок фестиваля сотрудники Гослитмузея им. Даля, где в эти дни проходит выставка «Гражданин большого роста: Дяде Степе — 90!». Почему именно там? Все просто — если вчитаться повнимательней, можно узнать, что участковый Степан Степанов работал в седьмом отделении Москвы, находившемся в здании по адресу: Зубовский бульвар, 15, где теперь располагается главное здание музея.
Дядя Степа заступает на дежурство — на Красной площади? Почему бы и нет. Ведь он, как говорят на фестивале, подобно своему автору, Сергею Михалкову, жизнь свою прожил достойно: и в войну не прятался, и детям помогал, и в своей профессии был счастлив. Чем не пример?
А могут ли сегодня вообще — литературные герои служить примерами? Можем ли мы спрашивать с них, например, за то, что происходит сегодня с нами? Эти острые вопросы обсуждали на одной из самых ярких дискуссий первого дня фестиваля — «Интерпретация классики. Классика и современники».
Дискуссия эта началась на страницах «Российской газеты» после того, как читатели начали спор о том, имеет ли право один из ведущих банков страны брать героями своей рекламной кампании персонажей из главных произведений русской классики?
Действительно — имеет ли?
«Мы заложники представления, что классика сакральна, а потому к ней нельзя подходить с вопросами о деньгах. Но классики говорили о деньгах. «Мертвые души» — это про деньги, «Вишневый сад» распродается, потому что у Раневской заканчиваются деньги…» — начал разговор писатель и обозреватель «Российской газеты» Павел Басинский.
Но что с кино и театром — имеет ли здесь художник право по-своему взглянуть на Онегина, Мышкина, Раневскую? Ответ держала главный режиссер РАМТа Марина Брусникина, напомнившая, что еще какое-то время назад художника без собственного прочтения классики на сцену не пускали. Но сегодня тренд изменился, сегодня зритель требует — ближе к традиции, ближе к автору.
«В этой ситуации надо воспитывать вкус у молодых художников, потому что любая интерпретация основывается на вкусе, на таланте, на тех этических нормах, которые художник преследует», — уверена Брусникина. Она же обозначила еще одну проблему: «Другое дело, что классику сегодня не читают дети, им ее сегодня не читают родители. Потому сегодня, может быть, в разговоре о классике все способы хороши».
Во многом ей вторили и другие гости дискуссии, сценаристы, знатоки комиксов и даже разработчики компьютерных игр — герои любимых книг давно освоились в виртуальном мире и чувствуют себя вполне комфортно. Плохо это или нет — дискуссия до бесконечности. Что ясно — говорить о литературе с детьми должны родители. Им нужен повод? Не знают, где и как? Даем наводку — Красная площадь, до 7 июня присоединяйтесь к общему маршу читателей. Здесь вы точно — не одиноки.
Кстати
Как не потеряться среди сотен тысяч книг, представленных на фестивале? Как найти ту, которая станет настольной, любимой? Совет такой — нужно приходить с утра и смотреть за людьми с чемоданами. От туристов они отличаются тем, что одеты, как правило, строго. Это коллекционеры, которые каждый год ждут фестиваль как манну небесную — они приезжают со всей страны, чтобы купить интересные новинки. Они знают в них толк. В первый фестивальный день охотники за книгами обступили ряды региональных издательств. И действительно — это были находки.
Книга биолога Георгия Дулькейта ждала своей встречи с читателями ровно век. В 1924-1928 годах он исследовал берег Охотского моря, о чем талантливо написал в своих путевых заметках, которые передали в Магаданское издательство спустя несколько десятилетий. Но, увы, записи эти тогда не вышли. Зато вышли сегодня — в блестящем оформлении, среди картин, которыми проиллюстрирована книга «По островам побережья Охотского моря» — «Сивучи острова Завьялова» Василия Нестеренко.
Свои новинки привезли издатели Тавриды — многие из них о тех, благодаря кому мы с детства грезим Коктебелем, Феодосией и Ялтой… «Отдыхай как Пушкин. Невероятные приключения русских писателей в Крыму» — лишь одна из новинок. А есть ли о любви? Есть! «Моя жизнь с Александром Грином». Воспоминания, очерки и письма Веры Калицкой — жены писателя, которая согласилась поехать с ним в ссылку.
Кавказ. Здесь традиционно манят читателей рецепты местной кухни. Но не только. «Александр Сергеевич Пушкин на языках народов Дагестана», красивейшая книга эскизов женских кавказских костюмов и книги Расула Гамзатова — расходятся как горячие пирожки. Издательства из Владикавказа в последний день «Красной площади», 7 июня, обещают всех угощать осетинскими пирогами. Очень хороший подход! Кто сказал, что книжный фестиваль — это только духовная пища?