На премьере авторского фильма «Наступит лето» в кинотеатре «Октябрь» был аншлаг. В зале собралось много молодежи — очевидно, у режиссера и актеров после премьеры картины в Выборге и четырех наград на недавно завершившемся фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске появились поклонники.
Однако заявленной звезды вечера на самом мероприятии не было — Марк Эйдельштейн («Анора») не смог попасть на премьеру. Но совсем уж без артиста не обошлось: непосредственно перед показом на экран вывели видеообращение актера, в котором он принёс извинения за отсутствие.
Фильм молодого режиссера-дебютанта Кирилла Султанова рассказывает историю парня из детдома (Микита Воронов), который, в силу жизненных обстоятельств, перебирается в Москву. Друг детства приводит его в компанию богатого юноши (Марк Эйдельштейн), использующего свое окружение в собственных интересах.
Помимо тех, кто уже упоминался ранее, роли в проекте исполнили Арсений Каверзин, Денис Хохрин, Ксения Гусева, Никита Оносов, Дарья Могильникова и другие. Композитором стала Екатерина Владимирская, известная по сериалу «Гости из прошлого».
История — о детях. О брошенных и лишенных детства. О тех, за чьей спиной никто не стоит. Тема с голдинговскими отголосками в фильме является ключевой, вокруг нее строится вся драматургия. Из-за отсутствия тыла в виде старших, дети превращаются, по сути дела, в зверей. И никто этот процесс остановить не может.
То самое «лето», наступления которого ждут герои, символизирует собой детство, потерянный рай. Каждый персонаж в фильме находится в поисках «лета», делая это по-своему, как получается. И какой бы мрачной картина ни казалась, в ней все же звучит фраза, которая перекрывает собой все невзгоды: «Лето наступит. Оно всегда наступает».
Прежде всего, картина поражает двумя составляющими — звуком и картинкой. Этим фильм не просто не уступает высокобюджетным проектам, но и серьезно обходит их. Если в масштабных по производству работах эти инструменты являются лишь вспомогательными, то режиссер фильма «Наступит лето» Кирилл Султанов создаёт, благодаря им, свой полноценный киноязык. Звукорежиссеры Степан Севастьянов и Алексей Флоринский вкупе с оператором Дмитрием Зориным вывели картину на достойный технический уровень.
Для дебюта фильм получился сильным, самобытным, при этом грамотно вплетенным в общекультурный контекст и не гнушающимся отсылок и заимствований. Особенно удивили явные переклички с Федором Достоевским, который, по признанию Султанова в одном из интервью, не близок ему как писатель. Корреспондент «РГ» спросил у режиссера об этом:
— Если говорить о книжных источниках, то я скорее опирался на «Тайную историю» Донны Тарт, которая, в свою очередь, базируется на «Преступлении и наказании». Получилось такое «мета»-«мета» (после этих слов Султанов в виде шутки дал отсыл на запрещенную на территории РФ организацию).
Разговор со съемочной группой был нестандартный, местами походил на фарс. Начиналось все довольно спокойно: на сцену поднялись режиссер и исполнители главных ролей Микита Воронов («Хуже всех»), Тина Стойилкович («Многогранники») и Кирилл Кяро («Нюхач»). О нем можно было пошутить, что Кяро презентовал фильм в «Каро».
Далее последовали вопросы зрителей, и диалог порой напоминал Театр абсурда, хотя можно было провести сравнение и с произведениями Довлатова. Авторы картины много шутили, и в итоге диалоги аудитории с создателями почти добрались до уровня тарантиновских. Одна из зрительниц, например, искренне поблагодарила создателей картины за «отсылки к «Ну, погоди!» и Иисуса», которые она увидела в фильме. Во время беседы даже успели припомнить фамилии великого физика Эйнштейна и культового советского режиссера Эйзенштейна, что логично, если речь идет о Марке Эйдельштейне.
В ходе сессии вопросов и ответов выяснилось, что комната, в которой живет герой Микиты Воронова — это реальное помещение, где раньше проживал Марк Эйдельштейн. Более того, он делил квартиру вместе с самим Микитой. Так и получилось, что роль антагониста исполнил Марк.
«Наступит лето» выходит в российский прокат 27 марта.