Все родители сталкиваются с такой проблемой, как детские заболевания. У некоторых дети болеют чаще, в других семьях реже, однако избежать этого не удается никому. Частые недомогания у детей могут быть связаны как со слабым иммунитетом, так и с психологическими причинами.
Как вообще понять, часто ли болеет ребенок? В каких случаях обращаться к доктору, а когда поможет психолог? Об этом «Российской газете» рассказала детский психолог, руководитель психологической службы Sportzania Ольга Ивлиева.
«Психосоматика — это область медицины, которая изучает взаимосвязь между психологическими факторами и физическим здоровьем человека. Дети имеют более слабый иммунитет, чем взрослые, и их психика еще только формируется, поэтому они болеют чаще. Важно понимать, что психологические факторы также могут влиять на самочувствие и здоровье детей», — объясняет Ольга Ивлиева.
Причиной для психосоматических проявлений может стать любой стрессогенный фактор. Чаще всего организм остро реагирует на неожиданные психотравмирующие события, например:
— резкое изменение условий жизни ребенка (переезд, смена класса, школы или детского сада, новая внешкольная деятельность);
— разлука с родителями или другими значимыми взрослыми (развод, командировка, госпитализация или смерть);
— ДТП, природная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация, свидетелем или участником которой стал ребенок;
— физическое или психологическое насилие по отношению к нему самому или его близким;
— ситуация неуспеха в том, что для него важно, особенно на глазах у сверстников.
Эксперт привела несколько примеров проявления психосоматического расстройства из практики:
1. Первоклассницу отдали в музыкальную школу учиться играть на скрипке. Но буквально после двух занятий она стала перед каждым уроком жаловаться на то, что у нее болит живот. Новый коллектив в первом классе, новая учебная нагрузка, плюс занятие музыкой, которое оказалось неинтересным. Мама достаточно быстро поняла причинно-следственную связь и отказалась от музыкальных занятий. После доверительного разговора с дочерью выяснилось, что девочка очень не хотела посещать занятия по игре на скрипке, но боялась об этом сказать маме.
2. Молодой человек во время интенсивной подготовки к выпускным экзаменам пожаловался на давящую боль в груди. Исключив медицинский фактор, родители обратились за помощью к психологу. Специалист помог подростку обрести уверенность в себе без опоры на результаты предстоящих экзаменов — боли прекратились.
«При этом не стоит забывать о хитрости и актерских способностях наших детей — нагретые градусники перед контрольной, «заболевший» живот во время уборки в комнате знакомы почти каждому родителю. Однако некоторые звоночки в юном возрасте могут превратиться в реальные заболевания, главное — вовремя их заметить», — отметила психолог.
Ольга Ивлиева привела еще один пример из практики, когда она работала в частном детском саду. Родители шестилетнего мальчика долгое время не могли справиться с его кашлем. Мама волновалась, брала больничный, обошла всех врачей — исключили ЛОР-заболевания и инфекции, аллергии, но родители все равно обработали квартиру паром, заменили бытовую химию на гипоаллергенную, даже отдали кота на время бабушке, но ребенок продолжал кашлять. «А вот в детском саду, как показали наблюдения за ребенком, у него все было в порядке, вместе с воспитателями мы не заметили ни одного эпизода с кашлем. Но когда родители пришли за ребенком вечером — кашель возобновился. На песочной терапии мы разыграли ситуации из дома — оказалось, что болезнь — это повод для ребенка оставить маму рядом, получить больше внимания. Он уверенно заявлял, что болеет всегда. После проработки этой ситуации, корректировки поведения родителей, кашель у мальчика прекратился. Но если бы родители вовремя не обратили внимание на проблему, то, к сожалению, мы могли бы получить в будущем неуверенного в себе подростка, а затем взрослого, с регулярными аллергиями и астматическими проявлениями», — заключила психолог.
Как действовать родителям, если они подозревают психосоматические проявления у своего ребенка?
— нужно исключить реальные заболевания: посетить врача, сдать анализы, провести необходимые исследования;
— проанализировать ситуации, предшествующие болезни: были ли стрессовые факторы, моменты, которые могли травмировать ребенка, увеличилась ли у него нагрузка, появлялось ли в жизни что-то новое? А также исключить проявление хитрости.
— посмотреть на свою реакцию и действия в семье со стороны — возможно, что болезнь ребенка нарушила ваши личные планы, присутствует раздражение, и вы, задумываясь о психосоматике своего ребенка, ищете корень проблемы не там, где он есть на самом деле.
— доверительная беседа с ребенком поможет выявить некоторые факты, которые он мог скрывать ребенок. Не вынуждайте ребенка заниматься тем, чем он не хочет, предоставляйте достаточно самостоятельности и свободы в соответствии с возрастом. Нередко для того, чтобы симптомы прошли, требуется только присмотреться к ребенку, выяснить, что он чувствует, и дать то, что ему нужно. Доброжелательная домашняя атмосфера (в том числе между взрослыми), доверие и общение — лучшие «лекарства».
— обратиться к психологу. Специалист с помощью беседы, игры, упражнений и рисования поможет ребенку выразить скрытые эмоции и разрешить внутренний конфликт, выработать новое безопасное поведение при возникающих стрессовых ситуациях. Известны случаи, когда психотерапия только для одного родителя помогала детям справиться с болезнью. Это еще раз подтверждает правило, при котором «кислородную маску надо надеть сначала на себя, затем на ребенка».