Премьеры Большого театра Анастасия Сташкевич и Вячеслав Лопатин станут героями творческого вечера, который пройдет в Концертном зале имени Чайковского 27 июня. Двадцатилетие их творческой жизни — праздник для балетоманов, потому что без этих артистов сложно представить современный российский балет: в репертуаре каждого — почти сотня партий, сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными хореографами, участие во многих знаковых балетных проектах. Но свой личный вечер они представляют впервые.
Ваш вечер посвящен не только двадцатилетию вашей профессиональной жизни, но и 15-летию вашего личного дуэта. Помните, как он сложился?
Вячеслав Лопатин: Конечно. Мы знали друг друга со школы — учились вместе последний год в Московской академии хореографии. Собственно, Марина Константиновна Леонова, тогдашний ректор Московской академии хореографии, увидев меня на конкурсе «Ваганова-Prix», и предложила стажировку в академии, имея в виду партнера для Насти. Нас сразу поставили в дуэт, на выпускном концерте мы танцевали па-де-де из «Щелкунчика»…
В первые годы мы просто вместе танцевали, общались — но в театре у нас сначала были разные интересы. Настя была очень увлечена работой, ей было не до отношений. Все складывалось постепенно.
Все время вместе — и дома, и в театре. Вы не устаете друг от друга?
Анастасия Сташкевич: На самом деле, это огромная помощь, потому что работа у нас действительно непростая, много переживаний, много держишь внутри себя, и не всем в театре интересны твои проблемы. А Слава — человек, который всегда выслушает. И мне всегда очень важно его мнение, его замечания и профессиональные коррективы. У нас есть ритуал: после класса мы обычно идем вместе выпить кофе. И когда в буфете садишься на несколько минут за столик, как-то сразу становится спокойно и хорошо. Даже если мы просто, уставшие, сидим вместе и молчим. Обычно мы всегда ходим на спектакли друг друга, если танцуем врозь. И всегда друг друга поддерживаем.
Как появилась идея организовать такой творческий вечер?
Анастасия Сташкевич: Эта идея пришла в голову не нам, а продюсерам Анне Могилёвец и Елене Зарицкой из компании Concermania. Сначала они нас ею ошарашили: мы люди не медийные, не любим повышенного внимания к себе.
Вячеслав Лопатин: Но за время работы в театре столько было станцовано, столько пережито взлетов, падений, что это огромный опыт. И мы решили: хорошо все это с кем-то разделить.
Анастасия Сташкевич: Да, все так закрутилось: мы начали придумывать программу, создавать концепцию, приглашать людей. Все это оказалось очень не просто, но захватывающе. Сейчас мы изо всех сил готовимся, потому что это еще и очень ответственно. Нам очень помогают организаторы — у них какие-то потрясающие идеи, как все это оформить.
Вы всегда много танцевали вместе, но, кажется, еще больше — раздельно. Легко ли было составить совместную программу?
Анастасия Сташкевич: Программа — совместное творчество всей нашей команды. Мы оглянулись на прошедшие двадцать лет и поняли, насколько мы счастливые артисты. С тех пор, как в 2003 году поступили на службу в Большой театр, мы участвовали, наверное, в 95 процентах новых постановок театра. Нам все было интересно, мы никогда ни от чего не отказывались. В программе вечера мы попытались совместить классику и современность, основы нашего репертуара и какие-то невоплощенные мечты. Например, Слава, которого все привыкли в «Пиковой даме» Юрия Посохова видеть яркой старушкой-Графиней, на вечере будет Германом — мы исполним последнее адажио героя. Это была его маленькая мечта.
Вячеслав Лопатин: Да, я очень люблю хореографию Юрия Михайловича, и он дал согласие на этот эксперимент.
При этом ваше знаковое па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды» вы оставили коллегам?
Анастасия Сташкевич: Это совершенно сумасшедшее па-де-де, оно было ярким событием в нашей жизни. Но сейчас мы решили: когда-ты мы танцевали его хорошо, зачем делать это хуже? Оно для молодых и сильных. Я считаю, по совокупности данных — физических, энергетических — Лиза Кокорева (прима-балерина Большого театра) сейчас была бы лучшей Дианой. И мы предложили ей и Даниилу Потапцеву (солисту Большого театра) подготовить этот номер. Мы оттачивали его когда-то не только с нашими постоянными педагогами, свои пожелания и коррективы вносили и Татьяна Геннадьевна Терехова, и Нина Ананиашвили — все эти знания нам самим теперь очень хочется передать.
В программе заявлена также абсолютная премьера — номер хореографа Павла Глухова, с которым у вас совсем недавно была впечатляющая работа в проекте «Две Анны»…
Вячеслав Лопатин: Это дуэт для нас двоих, тема Çинь-янь, слияния противоположностей. Мы Пашу давно знаем, давно его любим и хотели поработать вместе. Но все никак не удавалось, и вот случилось в первый раз на «Двух Аннах».
Анастасия Сташкевич: Фантазия у него фонтанирует. С ним интересно и очень легко. Даже когда на репетициях ругаемся, это происходит позитивно, с юмором. Процесс захватывающий, надеюсь, что и результат будет интересным. Мы хотели сделать что-то кардинально новое, то, в чем нас никогда раньше не видели.
Павел — хореограф современного танца. Это будет «босоногий» номер?
Анастасия Сташкевич: Когда мы несколько лет назад встретились первый раз (тогда что-то не срослось, ту работу мы так и не показали), Паша сказал, что впервые столкнулся с балериной на пуантах. И постоянно меня спрашивал: «А вот это возможно? А вот так?». И я отвечала: «Можно. И так можно». Сейчас он вообще не спрашивает, и только я теперь говорю: «Паша, ну, это же невозможно!»
Вячеслав Лопатин: …При этом он не останавливается: «Но ты попробуй!»