Сергей Женовач поставил «В родном городе» Виктора Некрасова

11

Сергей Женовач выпустил в своей Студии театрального искусства премьеру по повести Виктора Некрасова «В родном городе». Спектакль о трудном возвращении после войны к мирной жизни, иногда требующей не меньшего мужества, чем на фронте. Сразу скажу: молодые актеры сыграли его без фальши и предельно искренне.

Виктора Некрасова режиссер считает одним из самых смелых и порядочных писателей, и не впервые обращается к его творчеству. Четыре года назад в МХТ им. Чехова Женовач поставил спектакль по самому известному произведению писателя-фронтовика «В окопах Сталинграда». Теперь — вторая повесть Некрасова, в которой ощущалась начинавшаяся оттепель.

Насколько важна была повесть для самого писателя, можно судить по тому, что он дал главному герою имя своего фронтового друга — Николай Митясов. И наделил этого персонажа некоторыми автобиографическими чертами. Как и Некрасов, его герой участвовал в Сталинградской битве, был ранен в руку в Люблине, переведен на инвалидность и демобилизован.

Год спустя после публикации в «Новом мире» повесть коллеги признали ее самым ярким произведением 1954 года. Она быстро вышла отдельной книгой, а в 1958 году Владимир Венгеров снял по ее мотивам фильм «Город зажигает огни», где одну из ролей сыграл Олег Борисов. Но… в 1976 году, после того, как писателю пришлось стать вынужденным эмигрантом, повесть, как и остальные его книги, изъяли отовсюду и скрыли в спецхранах.

Пьесу по некрасовской повести Сергей Женовач написал сам вместе с художником Александром Боровским. Спектакль вышел необычным — действие разворачивается в основном в зрительном зале.

Персонажи сидят прямо среди публики, с шестого по девятый ряд. Когда приходит их черед, они встают, подают свои реплики, иногда даже не удаляясь от своего места, а потом снова садятся. Зрителям из первых рядах, приходится постоянно оглядываться. Но зато создается ощущение, что действующие лица — одни из нас.

На сцене — подсвеченные редкими лучами руины здания, и клубящийся, как после бомбежек дым… Работа художника по свету Дамира Исмагилова — как всегда впечатляющая. Действие начинается еще до окончания войны, но спектакль — о ее разрушительных последствиях.

Читать также:
В фильме "Лунатики" Виктория Исакова - в роли матери, принимающей роковое решение за сына

У 24-летнего главного героя (Дмитрий Матвеев) война отняла и жену Шуру, сошедшуюся с раненым солдатом, за которым ухаживала, и возможность продолжать учебу в институте физкультуры. Его новый друг Серега (Александр Суворов) потерял на войне ногу — что лишило его и обожаемой профессии летчика, и, как он думает, возможности любить и быть любимым. Оба героя, получивших инвалидность, с трудом находят в себе силы — как не отчаяться, как не потеряться в наступившей мирной жизни.

Почти весь первый акт посвящен личным драмам: кажется, он разворачивается медленно. Но молодые актеры так симпатичны и искренни в своих ролях… Ко второму действию жизнь главного героя налаживается — Митясов начинает учиться в строительном институте. Меняется и сценическая декорация, теперь это зал заседаний. Но…

Война закончилась и вроде бы появилась надежда на благополучие — но героя ждет новое испытание. Приятели Николая — прежде связанные фронтовым братством — теперь расходятся в своих представлениях о справедливости.

Капитан Чекмень (Александр Антипенко), ставший деканом вуза, готов признать тех, кто побывал под оккупацией, «вторым сортом» — и отстранить от работы уважаемого преподавателя, посадив на его место своего человека. Необходимость жестко отвечать теперь уже не врагу, сидящему в чужом окопе, а тому, кого считает другом, обескураживает главного героя. Но не обезоруживает.

Хотя вопрос, чем обернется для Николая этот новый вызов, увы, остается открытым — и в книге, и в спектакле. После тягучей лирической части спектакля — вторая часть летит стремительно, настолько, что кажется скороговоркой, даже будто скомканной. И некоторых героев, появившихся во втором действии, например, секретаря партбюро Хохрякова (Вячеслав Евлантьев) или первокурсника Хорола (Александр Медведев), не успеваешь до конца понять.

И все-таки спектакль о том, как важно делать выбор, заступаться за обиженных несправедливо, принимать решения и отвечать за них, даже выпадая из привычных зон комфорта, даже вопреки своему благополучие, — тема, актуальная во все времена. Зритель должен это оценить.