Культовое для синемана имя кудесника японской анимации Миядзаки на новом витке своего триумфального полета: на российские экраны вышел самый первый фильм сына Хаяо Миядзаки — Горо. Дебют этот состоялся еще в 2006 году, но до наших кинотеатров добрался только теперь — встречайте и удивляйтесь.
Картина называется «Сказания Земноморья» и свидетельствует о том, что сын вовсе не собирается повторять путь отца — у него свой стиль и свои интересы. Поэтому сравнивать его фильм с любимыми «Рыбкой Поньо на утесе» или «Ходячим замком» бессмысленно: из общего здесь только скрупулезнейшая работа с изображением и почти двухчасовой, нетипичный для анимации хронометраж.
Этот масштабный проект — экранизация популярной в мире фантастики американской писательницы Урсулы Ле Гуин, в картину включены сюжетные мотивы третьей книги цикла «На последнем берегу». …В сказочный мир Энлада пришла беда — равновесие сил нарушено, королевство приходит в упадок, в сердцах людей поселяются злоба и зависть. Обжитую людьми территорию атакуют доселе мирные драконы. Обеспокоенный этим, верховный маг по прозвищу Ястреб отправляется искать причину бед. В путешествии он встречает юношу по имени Аррен, вскоре к ним присоединится спасенная от работорговцев девушка Теру. Героям предстоит противостоять темным сторонам своей личности и разобраться, что на самом деле происходит в Земноморье. На их пути — тайны жизни и смерти, древняя магия и судьбоносные встречи, способные изменить мир.
Краткая аннотация может служить гидом по вселенной этого кино, но не передает его странные, почти меланхолические ритмы и нарастающее, весьма нешуточное напряжение. В кульминациях оно достигает не свойственного анимации накала, за героев по-настоящему страшно, и фильм этот не случайно выходит в грифом 12+ — дети помладше могут получить психологическую травму.
Нелегко будет детишкам дать и, так сказать, моральную оценку героям. Вполне симпатичный и на взгляд «положительный» принц Аррен начинает с того, что уже в прологе беспричинно закалывает своего отца — короля. Так что сочувствовать ему будет трудно до той поры, пока мы не узнаем его тайну: в нем ведут смертельную схватку темная и светлая стороны души — мятущийся принц и его Тень. Он погружен в тягостный процесс самокопания, он в сомнениях, и его дальнейшие приключения — это постоянная борьба с самим собой: Аррен потерял волю к жизни, и только встреченный им маг Ястреб поддерживает в нем желание жить и действовать.
Необычна и предыстория представшего перед нами волшебного мира. Изрыгающие пламя драконы, оказывается, в свое время жили с людьми в мире и трогательной дружбе, но люди погрязли в коммерции и жадности, и тогда драконы предпочли свободу. Так что здесь как бы спорят две концепции бытия: гармоничного сосуществования людей с природой, и человека-хищника, стремящегося все сущее подчинить своей разрушительной силе. Злобный маг Паук, к примеру, — старик, замазавший дряхлость обильным макияжем, боится смерти и готов все бросить в топку своей блажи жить вечно — и становится Абсолютным Злом. Ибо бессмертие противоречит природе жизни.
По изобразительному строю «Сказания Земноморья» уже не вполне японская анимэ — у фильма, основанного на английском источнике, много отчетливо европейских черт, как бы возрождающих злодеев Диснея — облик андрогинного старца лорда Паука, к примеру, явно повторяет черты злобной ведьмы-Мачехи из «Белоснежки». Нет непременного у Миядзаки-старшего мягкого, чуть лукавого юмора, зато много эпизодов устрашающих, мрачных, жестоких, много пугающих превращений. Нет и очаровательной спонтанности жизни всего этого рисованного мира, движимого авторским интеллектом, фантазией, талантом, — фильм менее индивидуален по почерку и выглядит хладнокровно просчитанным. Зато есть внятность фабульной линии, ясность нарратива. Есть прекрасно, до деталей разработанные пейзажи столицы Земноморья Норт-Тауна, западающие в память жанровые зарисовки быта. Это фильм, где Восток и Запад сошлись в небезуспешной попытке сотворить некое глобальное единство.
По первой профессии Горо Миядзаки — архитектор, и он был приглашен делать раскадровки для будущего фильма своего отца. Но тот был занят другими проектами и передал съемки фильма сыну. В результате на свет явился еще один, но совсем другой режиссер Миядзаки, который на Венецианском фестивале сорвал бурную овацию и на сегодня в своей фильмографии имеет пять полнометражных фильмов. Последний по времени — «Ая и ведьма» — год назад шел на наших экранах.