В Театре Терезы Дуровой расследуют убийство Моцарта

44

Наталья СоколоваХудожественный руководитель театра Тереза Дурова хочет решить неразрешимую коллизию, хотя срок давности предполагаемого преступления давно истек. Мог ли Сальери убить Моцарта? Подзаголовок спектакля «Моцарт и Сальери» в лучших традициях детектива интригует — это версия. Сценарий завлита театра Артема Абрамова основан не только на «маленькой трагедии» Александра Пушкина, но и на итальянском расследовании 1997 года. Зарисовка, этюд, составленный из фрагментов биографий двух композиторов, вырастает в спектакль о роли сплетни в истории — а такой сюжет всегда скрывает много смыслов.

Амадей Моцарт скончался 5 декабря 1791 года. Как посчитали врачи того времени, от водянки: из-за нее тело композитора сильно распухло. Что спровоцировало болезнь? Медики решили, что налицо все признаки отравления. Но кто и чем отравил Моцарта — современники не установили.

В «Моцарте и Сальери» Терезы Дуровой первым на сцену выходит рассказчик, он же журналист (Даниил Исламов). Его слова становятся рефреном спектакля: «В музыке не солгать, а в буквы можно вплести все, что угодно». Так авторы намечают еще одну важную тему — почему между реальным историческим персонажем и героем литературного произведения нельзя ставить знак равенства.

Действительно, «синьор» Пушкин в своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» озвучил версию, что гениального Моцарта убил завистник и интриган Сальери. Эту версию подхватил автор пьесы «Амадей» англичанин Питер Шеффер, а потом и режиссер одноименного фильма Милош Форман. Пьесу Шеффера поставили в Милане, что вызвало бурю негодования. Гнев соотечественников Сальери дошел до того, что Миланская консерватория инициировала судебный процесс.

В мае 1997 года в главном зале Дворца юстиции заслушали свидетелей обвинения и защиты, несмотря на двухвековую давность случившегося. В процессе участвовали биографы двух композиторов и врачи. Главным аргументом обвинения были разговорные тетради Бетховена. Якобы однажды Сальери признался своему ученику, знаменитому немецкому композитору, в содеянном. Бетховен был глух и вел для общения разговорные тетради, в которых та беседа была документально запротоколирована. Вот только сами разговорные тетради не сохранились — а это был главный аргумент защиты Сальери.

Впрочем, Пушкин, создавая свою пьесу, опирался на другой слух — якобы Сальери, коротавший последние дни в сумасшедшем доме, однажды сам признался в убийстве.

Эпизод громкого заседания в Милане, на котором Сальери оправдали, стал частью спектакля. Действие почти незаметно для зрителя перемещается из зала суда в зрительный зал маленького барочного театра, из детской комнаты Моцарта, заставленной игрушками, так что шагу не ступить, — в аскетически обставленный кабинет Сальери. Художник-постановщик спектакля — именитый сценограф Мария Рыбасова.

Читать также:
"Царь Эдип" и "Простоквашино": кто получит премию правительства в области культуры

Серьезный, статный Сальери (Сергей Батов) — и по-детски подвижный Моцарт (Михаил Бубер) с озаренными улыбкой глазами. Спектакль соткан из борьбы антитез: два антипода, два врага или два друга?

Что точно удалось установить биографам? Моцарт и Сальери были очень разными и в действительности общались нечасто. Иногда творили вместе (написанную ими небольшую кантату «На выздоровление Офелии» в честь общей любимицы, певицы Нэнси Стораче, исследователи обнаружили аж в 2015 году). Муза Моцарта была легкой, почти воздушной, нашептывающей ему романтичные серенады, ясные по своему языку марши и элегантные оперы. Уже в четыре года он играл на клавесине, а в десять дал свой первый концерт. Для Сальери сочинение музыки становилось кропотливым трудом, иссушающим ремеслом. Он занимал почетную должность императорского капельмейстера, был блестящим педагогом, и ему платили гораздо больше, чем Моцарту. Мастеровитый, одаренный, иногда законодатель вкусов, но не гений. Моцарт же был вынужден постоянно скитаться, у него даже не было собственного дома, из-за чего архив композитора сохранился далеко не полностью.

Якобы Сальери, коротавший дни в сумасшедшем доме, однажды сам признался в убийстве

Трудно представить, что предполагаемое убийство замешано на зависти одного композитора к другому. Один — гениальный, его любят во всем мире до сих пор. Другой — обвиняемый, записанный в убийцы по воле литературного вымысла. И это снова — всего лишь версия.

Но… пусть даже спорный — но вопрос: а если бы не миф, который создал Пушкин, — осталось бы имя Сальери в нашей памяти на века?!

«Моцарт и Сальери» Терезы Дуровой огранен музыкой двух композиторов. Кроме того, звучат фрагменты увертюры из оперы «Веспасиан» Ариосто, «Баталии» фон Бибера, арии Пёрселла и филигранно исполненные итальянские мадригалы Монтеверди.

Маленький барочный оркестр, в составе клавесина, виолы да гамбы, виоль д амур и гитары, изящно перемещается между сценой и оркестровой ямой. Напоминая нам, что подлинная музыка — целитель, перед которым бессильны любые сплетни и мифы.