Век милоты: В Москве открыли выставку народной иконы

6

В столичном Музее русской иконы им. Михаила Абрамова открылась выставка русской иконописи из собрания коллекционера и мецената Виктора Бондаренко. Почти две сотни памятников, которые до этого дня искусствоведы называли народными, наивными, расхожими, лубочными, массовыми, примитивными… Но куратор проекта Ирина Злотникова нашла термин, который все объединяет и все объясняет — обыденная икона.

Если уж совсем по-простому, то речь об иконах, которые можно было увидеть в красном углу крестьянских изб, купеческих и мещанских домов. Самые древние памятники относятся к XVII веку, самые «молодые» — датированы веком XX.

Что сразу бросается в глаза? Русские «невеликие мастера» не стеснялись трактовать библейские сюжеты на свой лад, даже если за первоисточник брались шедевры Рафаэля или Бруни. Настоящий хит экспозиции — образ «Богоявление Господне (Крещение Христово)», писанный художником Русского Севера приблизительно в конце XIX века по паломнической евлогии, то есть, по иконе, которую на Святой Земле продавали как сувенир.

Экскурсоводы называют ее «милотой». Всматриваемся — у Христа крестообразно сложены руки, а голова склонена влево, Иоанн Предтеча трогательно прижал к себе одеяния Христа, ангелы держат плат, святой дух почему-то больше напоминает ворона, чем голубя, и кругом кущи пышных дерев и кустарников, все яркое и радостное. Никаких поводов для печали, только — умиление.

«Самое потрясающее свойство обыденной иконы — она вызывает мгновенную эмоциональную реакцию зрителя, — объясняет Ирина Злотникова. — А дальше все зависит от самого зрителя. Отсюда и название выставки — «Красота в глазах смотрящего».

«Когда я полюбил обыденную икону, я все время спрашивал моих соратников — я деградировал или эволюционировал в своих вкусах? — объясняет Бондаренко. — Но сегодня, глядя на экспозицию, сомнений не осталось — это эволюция».

Читать также:
Зельфира Трегулова в интервью "РГ" - о книге "Шедевры Третьяковки. Личный взгляд"

А вот так называемая «расхожая икона»: кустари Палеха, Мстеры, Холуя «клепали» их с такой скоростью, что на досках не успевала высохнуть краска. Сказывалось это на художественном качестве? Конечно. Но Злотникова так раскрывает суть примитивной иконы — чем проще рисунок, тем больше смыслов. Образ «Распятие Христово с разбойниками и предстоящими» — из слободы Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии. И пейзаж, и лица — русские, что у разбойников, что у тех, кто молится о вечной жизни. Рядом — образ Христа, называемый в народе «Харьковским Спасом», копии этой иконы неизвестного борисовского «красочника» украшали храмы от курской Суджи до сумской Ахтырки — сохранились ли? Ангелы собирают кровь из ран Христа, и дискос, на котором стоит Господь, тоже наполнен кровью… Между прочим, икона конца XIX века.

Встретиться с обыденной иконой можно совершенно бесплатно до конца июля. Чего не стоит забывать — выставка «Красота в глазах смотрящих» иллюстрирует научное открытие. Это увесисто доказывает одноименный трехсотстраничный каталог под редакцией Бусевой-Давыдовой — доктора искусствоведения, академика Российской академии художеств. По ее мнению, этим в истории отечественного иконописания закрывается большая лакуна. По крайней мере, считаться с этими наивными и добродушными изображениями святых в окружении очаровательных лошадок, птиц и ангелов — теперь придется даже серьезным ученым.