Валерий КичинВ пятницу 4 августа в Выборге открывается 31-й кинофестиваль российского кино. Когда-то, на заре «новой России», его задумали и пестовали такие корифеи как Марлен Хуциев, Станислав Ростоцкий, Савва Кулиш, Микаэл Таривердиев, Армен Медведев. Задумали как продолжение традиций Петра I и всего русского искусства — как «окно в Европу» для российского кинематографа, европейского по духу и стилю.
Выборг — прекрасное место для такого события. Здесь европейская старина, здесь вольный балтийский воздух, здесь совсем рядом европейские коллеги, которые охотно посещали фестиваль, чтобы себя показать и на Россию посмотреть. Но это, конечно, смотр и форум российского кино — он был вторым по возрасту, размаху и значению после сочинского «Кинотавра», а теперь и вовсе стал первым и единственным. Правда, он зачем-то отказался от фирменного названия, закрыв «Окно в Европу», — поспешил откликнуться на поветрия времени, но это уже отдает конъюнктурщиной: ветры меняются, а репутация остается.
В предстоящем конкурсе неигрового кино есть фильм Андрея Феофанова «Союз-Аполлон: сила притяжения», в нем использованы воспоминания советского космонавта Алексея Леонова и астронавта NASA Томаса Стаффорда. Картина своевременно напоминает о том, как в самый разгар «холодной войны» в космосе состоялось историческое рукопожатие капитанов экипажей советского и американского кораблей — общее, для всего человечества судьбоносное дело объединило людей независимо от их политических убеждений. Это и была всегда необходимая форточка в когда-то прорубленном Петром I и наглухо заколоченном «холодной войной» окне.
Ноу-хау и «фишка» выборгского фестиваля — его зрители. Будучи членом жюри на самой его заре, в далеком 1997-м, я порадовался активности здешней публики: залы всегда полны, реакция на фильмы почти всегда адекватна, призы зрительских симпатий присуждались едва ли не более квалифицированно, чем призы всегда непредсказуемых жюри.
31-й фестиваль в Выборге откроет драма Оксаны Бычковой «Нина» с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым. Один из самых активно снимающихся актеров, Цыганов появится и в фильме «Блондинка» Павла Мирзоева, снятого по мотивам киноповести Александра Володина; его партнерша по любовной драме — Дарья Жовнер.
Наши режиссеры живо откликнулись на мировую тенденцию феминизации кинематографа: многие конкурсные фильмы либо сняты женщинами, либо посвящены женским судьбам. Такова, к примеру, дебютная картина Или Малаховой «Привет, мама!» — она принята уже в два фестивальных конкурса: отечественного в Выборге и международного в Сан-Себастьяне.
Психологический портрет женщины на пороге 60-летия — в фильме «Свет» Антона Коломейца, в главной роли Елена Яковлева. Своими бедами и тревогами с психологом делятся четыре героини фильма «Осьминог» Алексея Степанова, причем можно заранее угадать, что главным бедолагой окажется мужчина — сам психолог (Даниил Воробьев). Наконец, молодая актриса станет героиней нового фильма Романа Михайлова «Отпуск в сентябре» — она рискнет отправиться на съемки в Болливуд, где начнут происходить события странные и непонятные. Искания и метания другой молодой актрисы — предмет дебютной картины Стаси Венковой «Тайное влечение» (она в конкурсе «Выборгский счет»).
В «Лунатиках» Юрия Мороза мать отправляет сына (Алексей Филимонов) — популярного рэпера, ставшего наркоманом, — на экспериментальный сеанс лечения по «переформатированию» личности, где для успеха нужно пресечь все прежние контакты и связи; героиня замечательной Виктории Исаковой стоит перед очень трудным выбором.
Второй сквозной темой фестиваля, как и в прошлом году, станут проблемы взросления. Таков, к примеру, дебютный фильм Сергей Илютина «Первое лето», герой которого Сашка (Тимофей Кочнев) уже в пятнадцать лет основательно запутался в жизненных ориентирах — делать жизнь с ребят из подворотни или поискать что-то понадежнее? Герою полнометражного дебюта Светлана Филипповой «Лиссабон» семнадцать, его родители в разводе, жизнь пошла трещинами. Снимались Олег Ягодин, Мария Смольникова.
Бурно развивающееся якутское кино представлено драмой Любови Соколовой «Не хороните меня без Ивана» в главном конкурсе и, в программе «Выборгский счет», — фильмом молодого режиссера Никандра Федорова «Как починить велосипед». Гран-призер фестиваля «Дубль дв@» Элина Суни («Мой лучший друг») представляет в программе «Осенние премьеры» детский детектив «Чижик-пыжик возвращается».
Параллельная программа «Копродукция» в связи с текущими обстоятельствами выглядит куцей: в ней покажут байопик Влада Козлова о Рудольфо Валентино «Немая жизнь: История женщины в черном», уже показанный на Московском фестивале, и лирическая комедия Юрия Суходольского «Тут все свои» с участием сербских актеров.
Легко заметить, что среди представленных в Выборге режиссерских имен сравнительно мало известных, зато много дебютантов. Смена поколений в нашем кино идет болезненно: «классики» молчат и быстро уходят, новые имена вспыхивают и бесследно исчезают. С каким багажом творческих идей приходят в кино новые молодые — это самое интересное и важное, что расскажет нам 31-й выборгский.
Завершит фестиваль комедия Артема Лемперта «Тополиный пух». Жюри конкурса игрового кино возглавляет режиссер Сергей Урсуляк («Одесский пароход», «Праведник»), неигрового — Евгений Григорьев («Про рок», «Подельники»), анимации — Денис Чернов («Приключения в Изумрудном городе», «Смешарики»).