Во вторник, 13 мая, стартует 78-й Каннский международный кинофестиваль. Почетная миссия открыть его программу доверена драмеди Амели Боннен «Уехать однажды», выросшей из ее одноименной короткометражки 2021 года.
В главной конкурсной программе заявлено много ключевых авторов мировой киноиндустрии. На Круазетт вернется Ричард Линклейтер с его франкоязычной «Новой волной» — фильмом о том, как Жан-Люк Годар снимал свой легендарный фильм «На последнем дыхании». Келли Райхардт покажет драму «Вдохновитель» о грабителях художественных сокровищ в годы вьетнамской войны с Джошем О’Коннором и Джоном Магаро в главных ролях; норвежский режиссер Йоаким Триер через три года после своего каннского триумфа с «Худшим человеком на свете» покажет новый фильм — семейную драму «Сентиментальная ценность» с Эль Фаннинг и Стелланом Скарсгардом. В конкурс также включены «Молодые мамы» братьев Дарденн, «Альфа» Джулии Дюкорно, «Секретный агент» Клебера Мендосы Фильо, «Непростая случайность» Джафара Панахи, «Досье-137» Доминика Молля — всего 22 картины. Жюри главного конкурса будет работать под руководством Жюльет Бинош.
По красной дорожке Дворца фестивалей пройдут Эмма Стоун, Хоакин Феникс, Педро Паскаль и Остин Батлер, представляющие конкурсный фильм Ари Астера «Эддингтон», очень много звезд в новинке от Уэса Андерсона «Финикийский план»: Бенисио дель Торо, Майкл Сера, Том Хэнкс, Брайан Крэнстон, Риз Ахмед, Бенедикт Камбербэтч и Скарлетт Йоханссон. Скарлетт Йоханссон также представит в секции «Особый взгляд» свой режиссерский дебют «Элинор Великая», где Джун Скуибб играет 90-летнюю женщину из Флориды, которая переезжает в Нью-Йорк после смерти лучшей подруги и завязывает дружбу с 19-летним парнем.
Среди внеконкурсных новинок этого года — «Частная жизнь» Ребекки Злотовски с Джоди Фостер, документальный фильм Эндрю Доминика о фронтмене группы U2; феминистский мюзикл Себастьяна Лелио «Волна», драма «Исчезновение Йозефа Менгеле» Кирилла Серебренникова, очередной фильм популярной франшизы «Миссия невыполнима» с Томом Крузом — «Финальная расплата», где герой пытается спасти мир от нешуточных угроз искусственного интеллекта.
На церемонии открытия фестиваля Золотая пальмовая ветвь за вклад в киноискусство будет вручена Роберту Де Ниро почти через полвека после триумфальной премьеры в Каннах его фильма «Таксист». С Каннами актера связывает многолетняя дружба: он многократно получал здесь призы, участвовал в награжденных фестивалем картинах, в 2011 году возглавлял каннское жюри. «У меня очень теплые чувства к Каннскому фестивалю, — сказал Де Ниро, узнав о предстоящем награждении почетной Золотой пальмовой ветвью. — Особенно сейчас, когда в мире столько всего нас разъединяет, Канны нас объединяют — драматургов, режиссеров, актеров, их поклонников и друзей. Приехать сюда — как вернуться домой».
Атмосфера предстоящего фестиваля заранее накалена обещанием Дональда Трампа ввести стопроцентную пошлину на иностранные фильмы, что грозит всей киноиндустрии серьезными потрясениями. Не дают расслабиться и волнения в кругах французских деятелей культуры, возмущенных «нестабильными и несправедливыми условиями труда» и призывающих к активным действиям.
Каннский фестиваль явился на свет как протест против политики старейшего в мире международного фестиваля в Венеции, который под нажимом Бенито Муссолини стал оценивать фильмы не по их художественным качествам, а по их политической лояльности к фашизму. Открытие первого Каннского кинофорума было запланировано на 1 сентября 1939 года, но за два дня до открытия Гитлер предъявил свой ультиматум Польше, и фестиваль отложили. Успели показать только один фильм — «Горбун Собора Парижской богоматери» с Чарльзом Лотоном.
Так что первый Каннский фестиваль состоялся уже после победы — в 1946 году. На нем были представлены 18 стран, и это было первое крупное культурное событие послевоенного мира. СССР показал в Каннах большую программу своих фильмов и увез домой шесть призов — в том числе Гран-при фильму «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, приз за режиссуру — Михаилу Ромму («Человек № 217»), приз за цвет — киносказке «Каменный цветок» Александра Птушко, Гран-при за лучший документальный фильм получила лента Юлия Райзмана «Берлин» — хроника последнего решающего сражения с гитлеровской Германией и взятия немецкой столицы.