На награждении лауреатов в Путевом дворце возникла интересная дискуссия о том, в каком порядке надо перечислять номинации — какая из ипостасей важнее в жизни Рахманинова: его пианистическая карьера, композиторское творчество или дирижерская деятельность? Мысли были разные, но на конкурсе дирижеры притягивали внимание публики и критики столь же активно, сколь и пианисты. Да и цифры свидетельствуют: было подано более 160 заявок, что вполне сравнимо с показателями пианистов.
Прослушивания дирижеров проходили в Концертном зале имени Чайковского: жюри сидело за длинным столом, перед которым было выставлено несколько мониторов. Туда транслировались крупные планы лиц и рук участников, потому что оценивать надо было не только то, что звучало, но и то, как конкурсанты общались с оркестром, как передавали свои намерения руками, мимикой, телом.
Фавориты в этой номинации обозначились достаточно рано. В кулуарах обсуждался Олег Худяков — феноменально талантливый музыкант с солидным пианистическим образованием, с концертной карьерой. В 30 лет он решился вновь сесть на студенческую скамью и освоить секреты управления оркестром. Сейчас он заканчивает третий курс Московской консерватории, но к большому симфоническому оркестру вышел впервые только на конкурсе. Однако держался так уверенно и вел коллективы на таком эмоциональном накале, что очаровал и убедил строгое жюри — и в результате первая премия!
«Сейчас воспринимаю мою победу как чудо, — признается Худяков. — До этого у меня был опыт только с камерными коллективами, которые я сам собирал из своих друзей! Конечно, немного страшно было с точки зрения управления, потому что большой оркестр — это как такой сложный человек, с очень серьезным характером, с большой глубокой историей. Как к нему подступиться? Но, с другой стороны, я понимал, что передо мной живые люди, любящие музыку, откликающиеся на меня — и начинал энергетически работать. И у нас сложился музыкантский контакт».
Кстати, об оркестрах: дирижерская номинация — это еще и смотр разных симфонических коллективов. На первом туре вновь, как и три года назад, аккомпанировал конкурсантам симфонический оркестр Госкапеллы России. Ему пришлось сложнее всего — шутка ли — 25 конкурсантов, у всех обязательное сочинение — «Утес» Рахманинова и часть классической симфонии по выбору. По окончании прослушивания член жюри Александр Сладковский прямо на сцене КЗЧ искренне поблагодарил музыкантов за их высочайший профессионализм и душевную отзывчивость и поздравил своего коллегу, руководителя Госкапеллы Валерия Полянского. Также в жюри вошли Кристофер Чен (Австралия), Дмитрий Юровский (Германия/Россия), Юстус Франц (Германия), Сесар Альварес (Испания), Джордж Пехливанян (Франция/Сша), Фабио Мастранджело (Италия), Лоренц Настурика-Гершовичи (Румыния/Финляндия), Жюльен Салемкур (Франция).
На втором туре в работу конкурса влился Российский национальный оркестр. По словам дирижера РНО Федора Безносикова, он с музыкантами посвятил подготовке программ конкурсантов шесть дней, тщательно пройдя все партитуры. И результат был не менее ослепительный: под руками Николая Цинмана (Россия) разливались чувственные интонации «Дафниса и Хлои» Равеля, а Юрий Демидович (Беларусь) лихо закручивал вихри «Поганого пляса» Стравинского. Интересно показал себя петербургский дирижер Антон Торбеев, но ему не удалось убедить своими трактовками жюри, как ранее его земляку Ярославу Забояркину.
В финальном туре конкурсантам выпала честь выйти к Симфоническому оркестру Мариинского театра — и ребята признавались, что испытывали невероятные ощущения, поскольку управлять таким коллективом — это все равно что летать на космическом корабле.
Если на первых турах дирижеры должны были показать, как они умеют репетировать, выстраивать процесс, готовить программу, то задача финала — сыграть полновесный концерт, уже нигде не останавливаясь. Более того, каждый тянул жребий — какую симфонию и какой концерт Рахманинова придется сыграть. И к компании дирижеров присоединились известные солисты-пианисты: Алексей Мельников, Арсений Тарасевич-Николаев, Станислав Корчагин, Константин Хачикян. Именно этот этап расставил все по местам и определил лестницу лауреатов. Первую единогласно отдали Олегу Худякову, вторую Николай Цинман разделил с представителем Китая — Сунь Исин в настоящее время совершенствует мастерство в Санкт-Петербургской консерватории и, судя по всему, впитал лучшие черты прославленной ленинградской-петербургской дирижерской школы.
Юрий Демидович разделил третью ступеньку пьедестала с Алексеем Аслановым — оба маэстро дирижируют спектаклями в Мариинском театре, имеют разнообразный опыт, но в рахманиновской музыке им еще предстоит поискать свой путь.
География дирижерской номинации включала самые разнообразные страны, соревновались музыканты из Великобритании, Германии, Испании, Румынии, Узбекистана, Эквадора. Дирижер Национального симфонического оркестра Тайваня и Тайбэйского симфонического оркестра Брайн Ляо занял по итогам трех прослушиваний четвертое место, итальянец Фелиппо Десси (кстати, пытающий счастье на этом конкурсе во второй раз) — получил пятую премию, а гость из Южной Кореи, главный дирижер Международной оперной компании (KS) Сан Ким завершил таблицу шестым. Результаты были оглашены сразу по окончании обсуждения председателем жюри Валерием Гергиевым, который тепло поздравил всех участников. А Денис Мацуев подвел итог: «Это был праздник музыки, и конкурс стал настоящим открытием талантов. Кто-то оказался сенсацией, кто-то не оправдал ожиданий — но все участники выходили играть музыку великого Рахманинова с искренним чувством и глубокой интерпретацией».
Кстати
Трансляции всех событий Рахманиновского конкурса, организованного компанией «Росконцерт», на текущий момент набрали уже около 7 миллионов просмотров. За конкурсантов «болели» зрители из 72 стран мира, а количество комментариев в социальных сетях конкурса также побило все рекорды — около 25 000 сообщений от российских и зарубежных поклонников классической музыки сопровождали новости конкурса и плееры трансляций.