Александр Титель: «Золотая маска» сейчас на перепутье

4

В Казани впервые была вручена национальная театральная премия «Золотая маска». «РГ» поговорила об итогах премии с художественным руководителем и главным режиссером оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александром Тителем, председателем жюри премии в области музыкального театра.

— Завершен фестиваль, награды нашли своих героев. Мы с коллегами по жюри работали дружно и, несмотря на естественные порой расхождения во взглядах и пристрастиях, находили общий язык, чувствовали себя членами большой театральной семьи. Проблема в том, что у жюри всегда есть вопросы к экспертному совету. Так и на этот раз: лонг-лист обещал гораздо больше интересных спектаклей и актерских работ. Мог быть гораздо более острым конкурс. Но за пределами предложенного нам списка остались многие яркие явления. И жюри в этом смысле становится заложником решений экспертного совета.

В Москву привезли не все спектакли, и мы выезжали в Санкт-Петербург, в Астрахань… В регионах подчас происходят интереснейшие художественные процессы, которые взрывают наше сознание, обостряют наши ориентиры. Честно говоря, на этот раз я не могу назвать такие прорывные явления. Возможно, они были за пределами предложенного нам шорт-листа.

Не случаен успех оперного театра в Уфе, получившего рекордное количество премий за спектакль «В ночь лунного затмения» по Мустаю Кариму. Награжден и спектакль нашего Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева и Феликса Коробова. Было много голосов и за «Мадам Баттерфляй» «Геликон-оперы» в постановке Дмитрия Бертмана, получившего премию за вклад в оперное искусство.

Были в конкурсе качественно сделанные балетные спектакли. Это «Сияющий камень» в театре Республики Саха. Тот же уфимский театр показал интересный балет «Симфония длиною в жизнь» на музыку и биографические мотивы Рахманинова. Слава Самодуров подтвердил свое реноме одного из лидеров отечественной хореографии в «598 тактов» петербургского Театра имени Якобсона.

Читать также:
К юбилею Светланы Немоляевой выходит фильм "Синдром жизни"

В сфере мюзикла яркое впечатление произвел питерский «Айсвиль» Евгения Загота — сочинение ансамблевое, требующее от исполнителей значительного вокального мастерства. Интересный спектакль «Восемь женщин», построенный на французском шансоне, показал Красноярский музыкальный театр — сделано с большим вкусом, юмором, самоиронией. Была в конкурсе и одна классическая оперетта — «Баядера» маститого Свердловского театра музыкальной комедии, и этот спектакль еще раз подтвердил, что без радикального вмешательства в драматургию замечательная музыка Кальмана, Легара, Штрауса, Зуппе, Досталя может просто исчезнуть с современной сцены, что было бы большой бедой.

«Маска» сейчас на перепутье: с будущего сезона вообще не будет отдельных личных номинаций, остается только «Лучший спектакль». Я к этому отношусь с осторожностью и не убежден, что это наилучшее решение. По крайней мере для музыкального спектакля, который состоит из единства и борьбы противоположностей. Вообразите, что в заурядном спектакле сверкнул новый Шаляпин, новый Левенталь, новый Светланов — что же, «Маска» их не заметит? «Золотая маска» уже многие годы остается очень успешным проектом, она авторитетна и желаема. И мы на церемонии награждения еще раз убедились, как радуются такому признанию люди театра, как это для них важно.

Евгений Евтушенко писал, что поэт в России больше, чем поэт — то же самое можно сказать о театре в России. Это завоевано двумя столетиями стремительного развития нашего театрального искусства. Фестиваль позволяет видеть весь процесс театральной жизни огромной страны, объединяет весь наш театральный организм, а стало быть, объединяет Россию. Ведь привычные раньше гастроли почти прекратились, хотя это был необходимый кровоток, тоже объединявший страну. И то, что финальная церемония прошла в Казани — отличная идея, еще один объединяющий фактор; многие театральные города были бы рады принять у себя «Золотую маску» в будущем.