«Белый июнь» как пространство счастья: как проходит книжный фестиваль в Архангельске

6

Писателей Архангельск встретил лёгкой прохладой и солнцем. Книжная и детская программа фестиваля «Белый июнь» вновь проходила под крики чаек и отдаленный плеск Северной Двины.

В этом году фестиваль «Белый июнь» посетил Владимир Григорьев, Директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры. Владимир Викторович прошёлся по торговым рядам, заглянул в оживленные встречами шатры. «Пожалуй, «Белый июнь» в Архангельске — лучший книжный фестиваль после Москвы и Санкт-Петербурга», — поделился впечатлениями Григорьев.

Это доказывают и посетители фестиваля, архангелогородцы полюбили «Белый июнь» и встреч с издательствами ждут ничуть не меньше, чем с известными писателями и поэтами.

И этот год не исключение: не успели книготорговцы распаковать коробки, как к ним потянулся поток покупателей. Например, к издательству «Синдбад» бегут за новинками — «Книгой Гусыни» Июнь Ли, «Улыбочкой» Омер Барак и многими другими, берут сразу по 4-5 книг со словами «два года ждали встречи с вами, как хорошо, что вы снова приехали». Книги здесь нарасхват.

Но и на встречах и дискуссиях слушатели задерживаются надолго, охотно задают вопросы и потом ещё долго не отпускают любимых авторов: когда ещё доведётся задать вопрос, получить автограф, обнять и сделать фото на память?

«Если бы мне не удалось поехать в Гималаи, то они бы сами постучались в мое окно», — завораживает своим рассказом Марина Москвина слушателей, которые лежат в шезлонгах, словно на пляже. А в соседнем шатре финалист премии «Большая книга» Илья Кочергин рассказывает о своей книге «Запасный выход» и признаётся, что всегда писал в новомодном сегодня жанре — автофикшн, рассказывает, как приручение коня, с которым люди до этого обращались довольно жёстко, позволило ему избавиться от чувства обиды: «Этого коня использовали, как спортивный снаряд. И тем не менее он не озлобился на людей, не обиделся на них, а продолжил и дальше с ними общаться, служить им. Меня это поразило. И мне стало стыдно, что люди обижаются порой на какие-то мелочи, а животные — нет», — рассказывал Кочергин.

Аншлаг случился и у автора для детей и подростков Екатерины Аксёновой — шатер буквально окружили и юные слушатели, и публика постарше.

«Мне интересно писать о трагедии, которая тихо подкрадывается и сильно меняет человека. Но в моих книгах люди находят выход, находят душевную теплоту. Впрочем, и веселые книги — это про меня. Скоро выйдет сюрреалистичная тревел история про девочку, которая влюблена в заболевшего мальчика. Она с другом отправляется в лес, где упал метеорит, который исполняет желания, и там с ними случаются безумные приключения», — поделилась Екатерина.

Читать также:
Константин Крюков и Максим Лагашкин снимаются в продолжении сериала "Камера Мотор"

Педагог и председатель Ассоциации «Гильдия словесников» Антон Скулачев признался, что это вызов для него — провести открытый урок литературы на площади. Речь шла о пространстве счастья в литературе, месте, где законы времени не действуют, где можно встретиться со своим внутренним ребенком. «Это как рай, который человечество в культуре ищет всю жизнь», — поделился Скулачев.

А музыковед, кандидат искусствоведения Ада Айнбиндер представила книгу «Чему я могу научиться у Петра Чайковского»: «Когда я писала книгу, я была удивлена, насколько мало мы знаем о Чайковском. Нет никаких сомнений, что придут новые поколения, будут новые открытия.Книга в первую очередь о человеке, а не о композиторе. Путь Чайковского интересен тем,что ничто не предвещало, что с ним дальше случится. Он родился в семье горного начальника, в небольшом селе. В то время профессии артиста и музыканта не существовало». А если говорить именно о названии книги, об уроках, то «у Чайковского был очень четкий распорядок дня, он никогда не работал по ночам», Айнбиндер признается, что хотела бы сама следовать этому же правилу в жизни.

Традицией фестиваля стало проводить дискуссию под загадочным названием «Купе «Гоголя»: здесь известные писатели, критики и журналисты обсуждают тему, которую определяют сами. В этом году журналист и писатель Анна Хрусталева, редактор «Редакции Елены Шубиной» Вероника Дмитриева, литературный обозреватель Наталия Ломыкина и журналист и историк спорта Станислав Гридасов говорили на тему «Верность и измены в литературе и жизни».

Анна Хрусталева начала с исторического контекста, когда в 1540-х годах вышла одна из первых авторских книг русской литературы о любви, но при этом о вероломстве и предательстве — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. А Вероника Дмитриева напомнила,что в современном мире верность как раз в почете, напомнив роман «Невидимый Саратов» Михаила Левантовского, назвав этот тест эталоном верности.

Из года в год архангелогородцы дают писателям почувствовать себя звездами на русском севере, устраивая теплый прием, раскупая книги и угощая поморскими яствами. Любовью читателей к писателям и наоборот здесь буквально пропитан воздух. Пусть так будет и в следующем году. А фестиваль «Белый июнь» продолжается — впереди заключительный день книжной и детской программы, а впереди еще «Музыка», «Театр», «Кино» и «АРТ».