Объявлены имена финалистов II Международного конкурса имени Рахманинова среди пианистов

10

Международный конкурс имени Рахманинова миновал экватор: в номинации «фортепиано» завершился второй тур, и уже объявлены имена восьми (вместо заявленных по регламенту шести) финалистов. «РГ» вспоминает самые яркие моменты первой конкурсной недели.

В эти дни в Москве пианисты из 16 стран соревновались в виртуозности игры и искусстве интерпретации музыки Рахманинова и его современников. Участники из России, Китая, Италии, Японии и других стран продемонстрировали высокий уровень исполнительской культуры и технической подготовки, которой особенно впечатлили уже знакомый российской публике по гастролям в разных городах России Жуй Мин (Китай) и бойкий виртуоз Юйхэ Цзинь (Китай). Последний — играл порой в запредельно быстрых темпах (в частности, финал Седьмой сонаты Прокофьева на втором туре).

Быстрые темпы, ставшие веянием современного пианизма, вызывают неизбежный восторг публики (и нередко — скепсис профессионалов). Между тем, краеугольным камнем педагогики и исполнительской этики ведущих пианистов XX века было искусство кантилены. Именно в медленной музыке проявляются подлинные, глубинные качества музыканта — его звуковая культура, качество фразировки, ритмическая свобода, тонкость педализации, эмоциональная глубина, интеллектуальное осмысление формы и содержания. Это отмечали и «патриархи» русской (советской) фортепианной школы (Игумнов, Нейгауз, Фейнберг, Гольденвейзер); с ними соглашались и крупнейшие западные мастера (Шнабель, Корто, Гофман и др.). Виртуозный блеск впечатляет, однако подлинное искусство артиста раскрывает его способность передать глубину и красоту медленной, певучей музыки.

В этом отношении запомнился Филипп Руденко (Россия), чей поэтический образ, обволакивающее зал глубокое спокойствие и сосредоточенность, а также исключительно мягкий певучий звук и органичная музыкальная фразировка отличали его от других пианистов-конкурсантов. Его выступление на первом туре конкурса (Соната-Фантазия Скрябина и пять Этюдов-картин соч.39 Рахманинова) можно назвать безусловным откровением, награждённым эмоциональными аплодисментами.

В многочасовом музыкально-конкурсном потоке были и настоящие интерпретационные жемчужины: в частности, лирическое Интермеццо ми-минор ор.116 Брамса в исполнении Дмитрия Березняка (Россия), отдельные вариации из Вариаций на тему Корелли Рахманинова в исполнении Александра Князева (Россия), вторая часть Non Allegro Второй сонаты Рахманинова в эмоциональном исполнении Жуйя Мина (Китай).

Убедительным исполнением Рахманинова запомнился Ной Чжоу, представляющий Великобританию — его интерпретация сложнейшей Первой сонаты отличалась глубиной, зрелостью и вместе с тем импровизационностью (отличительная черта рахманиновской фактуры); пианист отличается архитектурным мышлением и, как говорят академические музыканты, прекрасно «владеет музыкальным временем». Как следствие — Ноя Чжоу очень интересно слушать.

Украшением второго тура стали пианистка из Японии Саори Сугимото (единственная «леди рояля», прошедшая во второй тур), представившая вдумчивое прочтение Вариаций на тему Корелли Рахманинова и две сонаты Скрябина (восьмая и девятая), и один из самых экспрессивных участников конкурса Владимир Вишневский. Фаворит публики, Вишневский на протяжении двух первых туров покорял слушателей бравурной игрой, яркой крупной фразировкой в стиле al fresco и энергетикой мефистофельского толка (вкупе с эффектным внешним антуражем), с апофеозом вышеперечисленного в Хореографической поэме «Вальс» Мариса Равеля.

Читать также:
Вышел трейлер авантюрной комедии "Беги" с Кологривым и Пореченковым

Иван Чепкин (Россия), уверенно прошедший во второй тур, к досадному сожалению, снялся с дальнейшего участия в конкурсе по состоянию здоровья, буквально за час до запланированного выступления во втором туре, в результате чего прослушивания завершились на час раньше. Хочется отметить и тех участников, кто, не пройдя во второй тур, прекрасно показал себя на первом: в первую очередь, это Александр Кутузов (Россия), а также Лия Николсон (Великобритания) и Любовь Глазова (Беларусь), уже знакомая московской публике по участию в первом сезоне Конкурса Рахманинова в 2022 году.

Из 25 участников конкурса во второй тур прошли 12 пианистов. По решению членов жюри в III туре Международного конкурса им. С.В. Рахманинова выступят восемь пианистов: Цзинь Юйхэ (Китай), Чжоу Ной (Великобритания), Руденко Филипп (Россия), Князев Александр (Россия), Ляо Тинхун (Китай), Вишневский Владимир (Россия), Березняк Дмитрий (Россия) и Мин Жуй (Китай).

Финальный тур конкурсных прослушиваний пройдёт в Большом зале Московской консерватории с 21 по 25 июня. Напомним, по регламенту конкурса, финал состоит из двух этапов: в первом пианисты выступят в качестве аккомпаниаторов в романсах Рахманинова; второй — выступление пианистов с оркестром — по традиции самый торжественный и яркий тур.

Дословно

Денис Мацуев, председатель жюри:

— Настроение у нас замечательное. Третий тур состоит из двух частей. Помимо того, что вы будете играть с одним из самых легендарных оркестров мира — Госоркестром России имени Евгения Светланова (два концерта с оркестром), до этого — и это особое состояние и прелесть нашего конкурса — будет тур с вокалистами (романсы Рахманинова). Мы надеемся, вы раскроетесь с разных сторон. Большой зал консерватории — это святое место для каждого музыканта. Я не сомневаюсь, что нас ждёт потрясающая атмосфера, а Сергей Васильевич будет смотреть на нас строго, и мы будем держать самую высокую планку до самого конца. Идите заниматься!