Берлинский международный кинофестиваль, один из трех главнейших в Европе, с лихорадочной частотой меняет своих руководителей, но в весе никак не прибывает. Уже много лет подряд наблюдатели отмечают снижение уровня конкурсной программы, невзыскательность отбора и отсутствие внятной художественной политики.
Этот 75-й его выход в свет — первый под водительством нового директора Триши Таттл, и он, судя по мнениям фестивальной прессы, пока отмечает дальнейшую деградацию некогда авторитетного кинофорума. Объявленная программа почти не содержала имен известных мастеров, фильмов которых с нетерпением ждут зрители, и, стало быть, в ней не было интригующих обещаний. Оставалась надежда на открытие новых имен, но фестиваль уже в разгаре, а сенсационных художественных прорывов пока нет.
Из знаменитых имен — кореец Пон Чун Хо, автор нашумевших «Паразитов». Он выдержал паузу в шесть лет, чтобы теперь поразить Берлин 140-минутным фантастическим эпосом «Микки 17» по роману Эдварда Эштона. Фильм был показан вне конкурса, в программе Berlinale Speсial Gala. Это история из недалекого — 2054 год! — будущего, где Роберт Паттисон предстал в роли незадачливого Микки Барнса, который задолжал кучу денег и, спасаясь от кредиторов, вместе с партнером вынужден ввязаться в некую межпланетную авантюру, где на оледеневшей планете Нифльхейм ему предстоит выполнять самоубийственные задания. Он теперь не более, чем «расходный материал»: в случае неизбежной гибели его физическое тело заново «отпечатают» из органического раствора, его мозговые функции, его память переустановят с жесткого диска — герой Паттисона становится вечно умирающим, но вечно живым.
Критики отмечают визуальную изощренность фильма, избыточный натурализм многих эпизодов; некоторые видят в нем ядовитую сатиру на технарей-гениев, разрабатывающих завиральные проекты и мечтающих переселить человечество в дальний космос. Автор собирался снять аллегорию, сатиру на никому уже не подконтрольную власть, на активизацию фашизма, фильм-предупреждение о близкой экологической катастрофе. Но хаотичность выполнения замысла мешает его ясно считывать, фильм кажется громоздким, сумбурным и плохо контролируемым режиссером. Тем не менее в прессе мелькают заголовки типа «Берлин сходит с ума от Паттисона и его клонов», и картине прогнозируют успех у поклонников сугубо авторского кино.
Из фильмов, окупающих затраченное на просмотр время, — конкурсная драма «Мечты» Мишеля Франко с Джессикой Честейн в роли богатой американки Дженнифер, влюбившейся в нелегального иммигранта — молодого балетного танцовщика Фернандо. Он с риском для жизни бежит из Мексики в США и с помощью Дженнифер устраивается в театр в Сан-Франциско. Картина трактует идею неизбежности жестоких социальных взрывов, и на пресс-конференции актриса говорила о ее политической актуальности — имея в виду намерения Дональда Трампа ограничить возможности иммиграции и депортировать нелегалов.
Исполнитель главной мужской роли Айзек Эрнандес — профессиональный танцовщик, солист Американского театра балета в Нью-Йорке. «Мечты», по свидетельству прессы, пока остается одним из немногих фильмов нынешнего конкурса, заслуживающих серьезного внимания; в рейтинге ежедневного журнала Screen он занял одно из лидирующих мест — 3,1 из 5 возможных.
А на первом месте с 3,4 балла пока фильм режиссера Габриэля Маскаро «Голубая тропа» с действием тоже из назревающего будущего. Земные ресурсы истощаются, и для экономии средств, чтобы дать преимущество молодым и деятельным, правительство требует переселить отживших свое стариков в отдаленные районы страны в специальные резервации. 77-летняя Тереза находит свой способ избежать ссылки. Мрачно комедийный тон бразильской картины снискал ей симпатии журналистов.
Из крупных имен в конкурсе впереди фильмы Ричарда Линклейтера, Раду Жуде и Хон Сан Су.