Плывущим фестивалем после легендарного КРОКа уже трудно удивить. Но КРОК — фестиваль мастеров анимации. А ГИТИС, который второй год подряд устраивает фестиваль-лабораторию на Волге, делает театральный фест. А это значит — надо везти с собой декорации, костюмы, реквизит… Дело дорогое, хлопотное. И без поддержки Президентского фонда культурных инициатив и, естественно, представителя президента в Приволжском федеральном округе вряд ли могло быть сделано. Словом, это настоящая театральная гастроль, которая позволяет студентам, молодым актерам и себя показать на новых театральных сценах, и мир посмотреть. В этом году ГИТИСFEST будет посвящен 165-летнему юбилею со дня рождения Антона Павловича Чехова.
Фестиваль проводится второй год, но уже подрос до международного уровня. Впервые принимает участие в фестивале Шанхайская театральная школа и театральное училище при Кыргызском национальным академическом театре драмы им. Т. Абдумомунова (г. Бишкек). Среди 152 счастливцев, участников феста, которые 25 мая отплывут из Москвы на теплоходе «А.С. Попов», — 20 студентов-актеров из Китая и Кыргызстана, а также лауреаты Окружного фестиваля «Театральное Приволжье», выпускники, студенты, педагоги ГИТИСа и студенты профильных театральных школ Приволжского федерального округа.
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский стал художественным руководителем феста. Он признается, что поначалу идея плавучего феста показалась ему авантюрной: «Но в театральном искусстве из авантюр очень часто рождаются великие дела. Авантюрное начало крайне важно в любом творческом процессе. Пример тому — Московский Художественный театр: люди просидели в ресторане 18 часов, пообедали, и родился главный театр XX века. Поддержав «авантюру» с теплоходом, я оказался прав. В прошлом году все закончилось феерически — такого количества восторженных отзывов у нас не имел ни один проект».
ГИТИСFEST развернет работу в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Чебоксарах, Казани. В каждом из пяти городов будет остановка на 5 часов. Как рассказывает руководитель фестиваля Янина Незванкина, «за это время театральные команды должны успеть прийти в театр, осмотреть сценическую площадку, провести пробные репетиции и выйти к зрителям». Причем в программе будет 3-4 эскиза по 20 минут. А после еще предусмотрена встреча со зрителями, где модераторами станут студенты театроведческого факультета ГИТИСа.
Задача тут у актеров, как у Юлия Цезаря: прийти, увидеть, победить — сердца зрителей, разумеется. И ставка делается отнюдь не на экспромт. Актеры знают, что лучший экспромт тот, что хорошо подготовлен. Режиссер и драматург Екатерина Гранитова-Лавровская, которая как раз готовит со студентами эскизы уже несколько месяцев, подчеркивает, что «главная установка для творческих команд — минимализм и универсальность приемов; очень интересно увидеть художников в условиях «бедного театра», для них это серьезный тренинг». И добавляет: «Я была поражена, что ребята, выбирая чеховские произведения для постановки, ни разу не повторились в названиях при выборе отрывка. Надеюсь, все у них получится».
Чего же больше? А больше — образовательная программа. Фест включает мастер-классы мэтров ГИТИСа по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи и режиссуре.
Между прочим, в программе феста не только студенческие постановки, но и спектакли мастеров, успевших получить известность. Выпускница ГИТИСа, китаянка Ичэнь Лю поставит на сцене Чебоксарского академического драматического театра отрывок спектакля по рассказу А.П. Чехова «Невеста». К просмотру точно рекомендовано: предыдущий спектакль «Чайная», поставленный Ичэнь Лю в театре «Et cetera», вошел в лонг-лист «Золотой маски».