Подведены итоги фестиваля VOICES: зрители выбрали фильм «Волки»

3

В Вологде и Череповце завершился 12-й фестиваль молодого кино VOICES, который проходил с 3 по 6 июля. Директор фестиваля — Максим Горбов. Лучшие фильмы фестиваля выбирали не только зрители, но и впервые за историю VOICES призёра в одной из номинаций определили кинокритики — 13 профессионалов, работающих в различных отечественных изданиях.

Фильмом-открытия стала документальная картина юного режиссера Андрея Натоцинского «Наум. Предчувствия» о жизни и творчестве российского киноведа Наума Клеймана. Наум Ихильевич также приехал на фестиваль и после просмотра фильма общался со зрителями и делился впечатлениями о картине Андрея. По его словам, Андрей своим фильмом приобщился к мировому киноискусству, но, конечно, фильм больше не о нём, а об Андрее. Наверное, именно поэтому его работа и представлена на фестивале молодого кино.

В основной конкурсной программе было представлено пять зарубежных фильмов: «Рецепт счастья» Амели Боннен, «Воробей в камине» Рамона Цюрхера, «Кюька: перед концом лета» Костиса Чарамунтаниса, «Святая корова» Луиза Курвуазье, а также — одна российская картина Михаила Кулунакова «Волки». Помимо основной программы смотра, на фестивале проходили специальные показы фильмов Сергея Эйзенштейна, а также — документальные картины, российские фильмы в рамках секции «Независимые» и лекции и мастер-классы известных кинематографистов.

Одно из главных событий фестиваля — приезд Романа Михайлова и показ трех первых серий его сериала «Путешествие на солнце и обратно». 16 июля сериал выйдет на платформе Start. В дебютном сериале Роман исповедуется и рассказывает свою личную историю и истории своих друзей. «Очень сложно снять независимый полнометражный фильм, а снять независимый сериал практически невозможно», — рассказывает режиссер. Над этим проектом трудилось 300 человек. Но впервые Роман уверен, что сериал получился и ему хочется, чтобы его увидело как можно больше людей. Первые три серии — введение в основное действие, где раскрывается предыстория того, что будет происходить дальше.

Перед церемонией закрытия фестиваля — впервые в истории киносмотра — состоялось обсуждение конкурсных работ с кинокритиками и зрителями. Журналисты отметили некоторые закономерности в программе. Во-первых, практически все картины показывают солнечное лето и стремление героев одним летним днем вырваться из городской суеты и провести время вдали от города, где они и будут переосмысливать ценности и откажутся в приключениях. Кажется, что так программный директор фестиваля, Сергей Дёшин, хотел притормозить тех, кто находится в бесконечной гонке и забывает об отдыхе. Критики также заметили, что VOICES зафиксировал родительские роли и отразил тенденцию последних лет мирового кино, в котором переосмысливается роль отца. В конкурсной программе чаще всего женщины-матери отсутствовали, а отцы не справлялись со своей ролью.

Читать также:
Что смотрели, читали и слушали в 2024 году? Культурные итоги года от "РГ"

Лучшим фильмом, по мнению критиков, стала картина Луиза Курвуазье «Святая корова» про французскую глубинку, в которой 18-летний Тоттона вынужден присматривать за хозяйством и сестрой, параллельно желает победить в конкурсе на приготовление лучшего сыра. Выбор критиков совпал и с выбором зрителей, поскольку Курвуазье стал лучшим режиссером по их мнению. Ходят слухи, что после показа картины все искали в Вологде вкусный сыр или хотели устроиться на курсы по его приготовлению.

Особое внимание в дискуссии критики уделили двум картинам-победителям, хотя на тот момент они ещё не знали результатов голосования. В этом году победителей оказалось двое — российская драма Михаила Кулунакова «Волки», не так давно представленная в рамках основного конкурса Московского Международного кинофестиваля и зарубежная музыкальная комедия Амели Боннен «Рецепт счастья». Картина месяц назад открывала Каннский кинофестиваль и вскоре выйдет в российский прокат. На картине Боннен в Вологде был аншлаг. Возможно, из-за выигрышного времени смотра — вечер субботы, а, может, все пришли на фильм в надежде найти свой рецепт счастья. Единогласно критики признали «Рецепт счастья» зрительским фаворитом. Интересно, что на фестивале молодого авторского кино победила картина с очевидным сюжетом, во время которой можно было ненадолго расслабиться. Картина также показала, сколько среди зрителей любителей мюзиклов, которые, очевидно, с радостью примут скорые музыкальные российские премьеры Юрия Хмельницкого «Алису в стране чудес» и Игоря Волошина «Буратино». Картина Боннен также получила вторую награду за лучшую роль французской певицы и актрисы Жюльет Армане.

О второй картине-победителе Михаила Кулунакова критики разговаривали не только в позитивном ключе. По их словам, «Волки» сильно выделяются в программе фестиваля, в которой и так многим животным не повезло, но в картине Кулунакова, кажется, не повезло никому.

Однако, Наум Клейман на голосовании поставил картине максимум баллов, как и большинство зрителей. Разные взгляды критиков и зрителей подтвердили ещё раз то, что между ними пропасть размером с волчью пасть.