Посетители корпуса Бенуа Русского музея могли стать свидетелями удивительного процесса: за стеклянной перегородкой на глазах у всех шла реставрация огромного полотна Александра Дейнеки «Покорители космоса». Теперь после сложнейшей научной реставрации музей представил это полотно из Луганска. Наши вопросы — гендиректору Русского музея Алле Маниловой.
Почему реставраторы трудятся над шедеврами на глазах у публики прямо в зале?
Алла Манилова: Теперь у него название «Зал открытой реставрации». В нем размещаются ключевые полотна, которые мы спасаем. Сейчас это была картина Дейнеки «Покорители космоса» из Луганской художественной галереи. А год назад мы завершили реставрацию картин из собрания Таганрогского художественного музея, поврежденных при взрыве в 2023 году. Русский музей стал базой развития Национальной школы реставрации с созданием единого межмузейного реставрационного научно-исследовательского центра: представлены все виды реставрации, все техники — 13 отделов. Понимая уровень наших профессионалов, к нам все чаще обращаются за спасением шедевров.
Русский музей владеет эксклюзивными возможностями, квалификациями и компетенциями проведения полного цикла химико-биологических и технологических исследований. Наш принцип: сначала исследование с применением новейших технологий, а потом реставрация. Именно такая идеология будет у национальной школы реставрации, важная часть которой — подготовка кадров. Уже на этапе обучения в вузе студенты получают доступ к научным исследованиям, касающихся реставрационного процесса, к открытиям и новым технологиям, к мастерству реставраторов Русского музея. Новое поколение реставраторов должно базироваться на новых программах и технологиях.
Русский музей отмечает юбилеи художников выставками-блокбастерами. Событием стала выставка русского авангарда на Петербургском международном экономическом форуме. Успех этих выставок — часть новой стратегии музея?
Алла Манилова: Этот успех показывает, что спрос на русское искусство в России необходимо формировать. Тогда не пришлось бы нам слышать такие зрительские откровения: «Боже мой, это Суриков?!», «А Брюллов, оказывается, не уступает Леонардо!»… Во-первых, мы представили отечественных гениев максимально полно. Это важно, чтобы человек понял масштаб этих личностей и их вклада в художественную историю России. Во-вторых, погрузили каждого из них в контекст эпохи, чтобы посетитель через эти лица и сюжеты познавал историю России. В-третьих, это яркая авторская подача в архитектурных решениях и дизайне, в презентации выставок в СМИ, в соцсетях.
Коллекции Русского музея ждут в регионах: очередь на шедевры и выставки музея растянулась до 2028 года
Кстати, у «Нашего авангарда» тоже особый дизайн…
Алла Манилова: Не случайно в качестве сокуратора выставки мы пригласили архитектора Юрия Аввакумова, признанного специалиста по авангарду. Русское искусство воспринималось долгие годы как что-то заурядное, но это не так. И убедить в этом можно, только создавая такие выставки, в которых яркое представление нашего наследия будет сочетаться с магией, которая побуждает людей идти в Русский музей смотреть русское искусство.
В комплекс Русского музея входят не только дворцы, но и открытые пространства — Летний и Михайловский сады. Какая роль им отводится?
Алла Манилова: В отношении Летнего сада наша задача — вернуться к традиции, заложенной Петром. Летний сад не дорожка, сокращающая путь от Мойки до Невы, это музей под открытым небом. Пространство для просвещения и культурных мероприятий.
В Ассоциацию художественных музеев России, созданную под эгидой Русского музея, входит более 150 музеев. Что дает такое объединение?
Алла Манилова: Опыт музейных ассоциаций показал, что они необходимы, потому что проблемы у всех одни и те же. В Русском музее этим занимается специальный отдел, есть общие чаты и соцсети. И, конечно, важнейшие даты нашей истории — это возможность вместе проводить общемузейные акции, в которые вовлекается вся страна. Коллекция Русского музея востребована в регионах, очередь на отдельные шедевры и выставки музея растянулась до 2028 года. Когда в Рязани вводили новый музейный комплекс, мы привезли на его открытие выставку «Шедевры Русского музея», показали все направления русского искусства без изъятий. И реакция людей показала, что это решение было оправданным — Рязань еще не знала ночных очередей в музей. Мы исходим из того, что представление нашего собрания в регионах — наша миссия: ради того, чтобы Россия знала свое наследие, Александр III и создавал Русский музей.