Кто такой психолог на самом деле: мифы и реальность профессии

3

Профессия психолога популярна, вчерашние школьники охотно поступают на «психфаки», зачастую слабо представляя, что их ждет в профессии. Восполнить этот пробел «РГ» попросила доктора психологических наук, профессора, директора Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета Минздрава России Веру Никишину.

«На сегодняшний день профессия психолога одна из наиболее востребованных и привлекательных — ее выбирают многие. При этом с этой профессией связано много противоречий, мифов и очевидной несуразицы. Поскольку существует иллюзия житейского сознания, что психологом может быть любой, кто захочет стать психологом, или тот, кто чувствует себя психологом, и для этого нет необходимости учиться, и вполне достаточно обыденной проницательности. Это не так», — говорит профессор Никишина.

Специальность «психология» сложилась в России не так давно, но в принципе устойчиво закрепилась, и специалисты с психологическим образованием на должностях психолога в социальной сфере, педагога-психолога, медицинского психолога, психолога служебной деятельности, психолога-консультанта успешно работают в разных областях: образовании, здравоохранении, бизнесе.

«Для того, чтобы работать на любой психологической должности, есть определенные, совершенно конкретные, зафиксированные в профстандартах требования к образованию. То есть исключительно по волеизъявлению кандидата или только на основании краткосрочной программы «повышения квалификации» эту деятельность осуществлять нельзя. Психологу необходимо высшее психологическое образование и никак иначе», — подчеркивает Вера Никишина.

Она отмечает, что есть варианты, когда психологическое образование становится вторым по отношению к первому высшему образованию и получается через профпереподготовку, но для целого ряда сфер деятельности это ограничивает трудоустройство. Например, для сферы здравоохранения. Чтобы работать на должности медицинского психолога, кандидат должен иметь медицинское образование — надо пять с половиной лет проучиться на специалитете по специальности «клиническая психология», пройти первичную специализированную аккредитацию, или же, получив базовое психологическое образование, пройти профпереподготовку по клинической психологии, опять же пройти процедуру первичной специализированной аккредитации, и только тогда есть возможность трудоустройства.

«Соответственно, все те предложения, которыми изобилует цифровое социальное пространство в отношении доступности этой деятельности для каждого, очень сильно преувеличены. Реклама, которая предлагает за два с половиной месяца дать психологическое образование (и возможность работать психологом) — это вовсе не про то, чтобы действительно получить профессию, а для того, чтобы люди покупали какие-то курсы или программы и обеспечивали доходы той компании, той организации, которая эту программу продает», — констатирует профессор.

Читать также:
Социологи и эксперты прокомментировали результаты предвыборных опросов

Чем занимается психолог?

Ответ на этот вопрос напрямую связан с тем, в какой сфере он работает. Но если в целом говорить про профессиональные задачи психолога: он осуществляет психодиагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование.

«Он может осуществлять психологическую экспертизу, психологическую супервизию, участвовать в комплексной или медико-социальной реабилитации, быть включенным в психологическое просвещение и так далее. То есть спектр профессиональных задач чрезвычайно дифференцирован. И в своей деятельности конкретный психолог может быть специализирован по какому-то конкретному блоку или группе задач. Например, заниматься только нейро- или патодиагностикой. А может в своем функционале реализовать различные трудовые функции, различные трудовые действия и по консультативному блоку задач, и по коррекционному блоку задач, и по диагностическому блоку задач», — отмечает Вера Никишина.

Важный критерий — качество профессионального образования. «Готовить психологов могут через два специалитета: психология служебной деятельности и клиническая психология, через направление подготовки «Психология» по бакалавриату и магистратуре. Каждый вариант подготовки имеет совершенно свою специфику и наполненность теми компетенциями, которые в итоге выпускник может предъявить, и трудовыми функциями, которые он может осуществлять», — поясняет профессор.

«Что же касается подготовки клинических психологов, то длительность образования варьируется от 5,5 до 6 лет, например, в Пироговском Университете это программа 5,5 лет. Это высокоинтенсивная программа с большим количеством разнообразнейших дисциплин, с большим объемом практической подготовки. В нашем случае это специализированные психиатрические клиники, психоневрологические диспансеры, соматические клиники, реабилитационные центры, детские и взрослые больницы, поликлиники, организации департамента соцзащиты, где на длительном проживании находятся пациенты, образовательные учреждения высшего и среднего образования. И всё это многообразие делает будущего специалиста готовым к оказанию квалифицированной психологической помощи. В нашем университете клинических психологов готовят по программе с высокой наполненностью естественнонаучных дисциплин: анатомия, физиология, патофизиология. Особенностью нашего обучения является высокая степень практикоориентированности, которая предполагает регулярное посещение медицинских и немедицинских организаций и учреждений. Они разнообразны в своих требованиях по взаимодействию с врачами, средним медицинским персоналом и пациентами. Это предъявляет высокие требования к социально-психологической адаптации наших студентов», — говорит Вера Никишина.