Ольга Любимова: «Наша цель — сформировать новое поколение управленцев в сфере культуры»

6

Существует ли кадровый голод в сфере культуры? Какие сегодня нужны знания и навыки тем, кто хочет стать частью команды культурной институции, и как Министерство культуры Российской Федерации помогает формировать новое поколение управленцев? Эти важнейшие на сегодня вопросы «РГ» обсудила с Министром культуры России Ольгой Любимовой.

Ольга Борисовна, разговоры о кризисе кадров в сфере культуры особенно активно начались пару лет назад. Какие задачи сейчас стоят перед министерством культуры?

Ольга Любимова: В 51 нашем творческом вузе готовят отличных специалистов, и конкурс на поступление ежегодно высокий. А вот с последующим распределением кадров есть сложности — особенно если мы говорим про учреждения культуры в отдалённых регионах, в малых населённых пунктах, сёлах. В этом вопросе у нас большие надежды на программу «Земский работник культуры», которую мы запустили с января и уже в этом году планируем привлечь в регионы более 1100 специалистов.

Ещё одно актуальное направление нашей работы — поддержка участников СВО, которые хотят посвятить жизнь культуре, связать её, например, с литературой, театром или просветительской деятельностью. Сейчас министерство создаёт систему мер поддержки по принципу «единого окна» — чтобы бойцы, вернувшиеся из зоны боевых действий, могли реализовать свои стремления, понимая, как они могут это сделать, куда и к кому следует обратиться.

Конечно, вызовы времени накладывают свой отпечаток — встаёт вопрос не столько нехватки специалистов как таковых, сколько их адаптации к изменяющимся условиям. Поэтому одна из наших главных задач — привлекая ярких, талантливых и неравнодушных к культуре людей, формировать по-настоящему новое поколение специалистов. Это должны быть профессионалы, сочетающие базовые профильные знания со столь важными сегодня навыками эффективного управления процессами и оперативного реагирования на вызовы.

Речь идет в большей степени об управленческом аппарате — тех, кто принимает решения?

Ольга Любимова: Речь не только про этот уровень. Нам важно, чтобы каждый сотрудник сферы культуры на любом уровне — и министерства, и, условно, сельского Дома культуры или городской библиотеки — был в равной мере высококвалифицирован в рамках своих полномочий.

У нас в стране 100 тысяч учреждений культуры — от самых маленьких до федеральных, 90 (вместе с федеральным) министерств культуры, и везде должны быть сотрудники с соответствующими компетенциями.

При этом, конечно, мы понимаем, что есть должности, с которых и спрос больше, и ответственность в разы выше. Поэтому подготовка хороших менеджеров, управленцев в сфере культуры — это отдельное большое направление для министерства.

Продолжая эту мысль — за последнее время было много новостей о смене руководителей и новых назначениях… Как культурная сфера реагирует на происходящие изменения? И какие изменения требуются от тех, кто «стоит у руля»?

Ольга Любимова: Управлять культурными процессами в нашем сложном, постоянно меняющемся мире — непростое дело. Человеку, занимающему руководящую должность в культурной сфере, нужно быть и хорошим управленцем, и немного творцом, не просто формируя правильные смыслы, но и понимая, как их транслировать. Для того, чтобы наши сотрудники могли поддерживать и своевременно обновлять важные для них компетенции, в прошлом году мы вместе с арт-кластером «Таврида» запустили две кадровые программы — «Капитаны культуры», рассчитанную на руководителей среднего звена, и «Высшую школу управления в сфере культуры», которая помогает нам формировать управленческий резерв высшего звена.

Говоря о «Капитанах культуры» — насколько я понимаю, программа рассчитана на широкую профессиональную аудиторию? Какие навыки она даёт?

Ольга Любимова: Да, спектр очень широк: в «Капитанах культуры» могут принять участие руководители музеев, театров, библиотек, детско-юношеских школ творчества, администраций разного уровня и других учреждений. Мы намеренно старались как можно меньше себя ограничивать, чтобы каждый, кто заинтересован в повышении своих профессиональных менеджерских навыков, мог стать участником этой программы.

Упор здесь делается на ключевые навыки современного руководителя: стратегическое мышление, ситуационное планирование, умение правильно распределить силы в команде, а также на развитие индивидуальных творческих компетенций каждого участника. Причём участники, которые хорошо проявят себя, могут быть рекомендованы и для других кадровых программ Минкультуры России и арт-кластера «Таврида».

Радует, что программа быстро нашла свою аудиторию: в прошлом году на набор первого потока откликнулось почти 800 человек, а на второй — уже больше 1000. В итоге участниками каждого потока стали более 100 человек.

Читать также:
Адвокат Михай вернется в табор, чтобы спасти дочь, а следователь Демидов будет ловить маньяка. Какие новинки будем смотреть уже на этой неделе?

В этом году увеличили и количество потоков, и количество участников «Капитанов культуры»: получилось 4 потока по 130 человек в каждом. И даже при этом конкурс составляет 12 человек на место.

А на кого рассчитана программа «Высшая школа управления в сфере культуры»? Какова её главная идея, что она даёт участникам?

Ольга Любимова: Эта программа рассчитана уже на топ-менеджеров. Её участниками становятся действующие министры культуры в регионах, руководители различных институций и объединений в сфере культуры, искусства и творческих индустрий, представители системы образования, медиа и государственных корпораций.

Специально для программы была разработана ролевая модель для управленцев в сфере культуры, и мало какие отрасли могли бы похвастаться таким подходом. То есть мы делаем акцент не на качества и установки личности, а именно на то, как человек справляется со своей должностью и профессиональными задачами, с набором ролей: лидер творческой команды, стратег, публичное лицо, наставник, координатор проектов и так далее.

При отборе кандидатов учитываются разные факторы: личные и общественные достижения, рекомендации и ходатайства рекомендательного совета программы, результаты тестирования управленческих компетенций.

Как именно построено обучение? Из чего оно состоит?

Ольга Любимова: Программа разделена на несколько модулей, каждый из которых посвящён определённой теме, например, культуре лидерства, управлению талантами, наставничеству, продвижению культурных проектов в медиа.

Чтобы осветить эти вопросы, мы пригласили большое количество известных спикеров: на сессии к участникам приезжали Сергей Кириенко, Андрей Фурсенко, Сергей Собянин, Вячеслав Гладков, Михаил Ковальчук, Валерий Гергиев, Роман Карманов и многие другие

И что ещё важно, модули проходят на культурных и образовательных площадках в разных регионах страны — это даёт возможность участникам повысить насмотренность, познакомиться с различными практиками организации культурной деятельности и применить свои навыки на реальных проектах. В Москве, например, они разрабатывали авторские маршруты экскурсий по ВДНХ с обязательным включением выставки-форума «Россия» (в 2023-2024 годах на территории ВДНХ проходила Международная выставка-форум «Россия». В настоящее время проект продолжается в виде Национального центра «Россия», открытого на месте «Экспоцентра» на Красной Пресне в Москве — Ред.), в Судаке давали экспертную оценку и обратную связь по творческим проектам молодых ребят, над которыми те работали в арт-школе на «Тавриде», а в Салехарде познакомились с музейно-выставочным комплексом имени Шемановского, а затем предложили варианты по развитию и продвижению его инициатив на федеральный уровень.

Отдельный модуль посвящён разработке и презентации групповых проектов. В прошлом году восемь команд подготовили свои социальные проекты, а четыре из них получили поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

О каких результатах можно говорить по итогам первого потока «Высшей школы управления в сфере культуры»?

Ольга Любимова: Поток завершился в начале февраля, и уже более двух десятков участников получили новые назначения на должности региональных министров культуры, ректоров вузов, директоров музеев, а также в департаменты Минкультуры России.

Ещё одним важным итогом программы стал «дипломный» проект участников — разработанная ими концепция премии для управленцев в сфере культуры. Её главная идея — возможность выразить признание тем, кто здесь и сейчас формирует ориентиры и векторы управления в культуре, подчеркнуть значимость их вклада. Участникам хотелось создать её с минимумом ограничений, поэтому предполагается, что подать заявку смогут все, кто работает в культуре — от руководителя ансамбля в сельском Доме культуры до представителя органов государственного управления.

Видя такие результаты, отрасль на программу реагирует очень активно: количество заявок на второй поток кратно увеличилось, конкурс составил 34 человека на место. В итоге участниками стали 86 человек из 41 региона России.

Многие уже состоявшиеся руководители известных учреждений культуры проявляют к программе интерес. И этот момент очень важен — так сфера культуры, в каких-то моментах оставаясь консервативной и, может быть, даже архаичной, демонстрирует готовность учиться и меняться.

В конечном итоге нам бы хотелось, чтобы эта программа стала принципиально новым механизмом, с помощью которого мы могли бы отбирать талантливых и сильных руководителей для российской культуры.