Пока наше большое кино сосредотачивается и думает, как показать события в Донбассе и на спецоперации, наши кинодокументалисты рвутся в бой. Пример тому — кинокомпания «Родина».
Сняв и показав в начале года фильм «Сцена на передовой», рассказывающий об артистах, выступающих на линии боевого соприкосновения, компания приступила к съемкам документального фильма «Страницы с передовой». Картина посвящена военной литературе и еѐ авторам-писателям, работающим в зоне спецоперации, продолжателям традиций нашей фронтовой литературы.
Почему это так важно сегодня? Об этом наш разговор с режиссером фильма и гендиректором кинокомпании «Родина» Ириной Мисановой.
Ирина Мисанова: Понимаю, литература — это не беспилотник, так нужный сегодня на спецоперации. Но и слово, поверьте, не хуже сражается на фронте.
У меня не уходит из памяти такая картина. Донбасс. Май 2024 года. Линия боевого соприкосновения на Марьинском направлении. На опушке леса сидят бойцы, лица многих из них закрыты балаклавами. Они из штурмовых подразделений и в любой момент могут быть брошены в бой. А человек в камуфляже читает им стихи. Это поэт Ян Березкин. Писать он начал во время службы в армии. С тех пор военная тема стала главной в его творчестве. Сначала были поездки в Сирию, затем более 20 командировок в зону специальной военной операции.
И его внимательно слушают, а кто-то даже запоминает его стихи. Они ему верят. Ибо кто хоть однажды был там, видел все своими глазами, тот не врет. Слово спасает им жизнь, поддерживает их, отвлекая от смерти и связывая с домом, с семьей… И еще, пожалуй, есть одна причина: нам всем надо помнить об этой войне, подвиг каждого из переживших эти годы должен жить в наших душах вечно. Подвиг солдата, смело идущего навстречу смерти; подвиг волонтеров, помогавших им, подвиг рабочих у станков…
Как пришла идея снять такой фильм?
Ирина Мисанова: В отечественной литературе после каждой большой войны появлялось поколение, которое открывало грани души русского человека в трагических обстоятельствах. И эти авторы были не кабинетные сочинители, а непосредственные участники боевых действий. Вспомните, артиллерийский поручик Лев Толстой написал «Севастопольские рассказы», которые стали учебником нашей военной литературы. Почти сто лет спустя фронтовой корреспондент Константин Симонов напишет пронзительное стихотворение «Жди меня». Появится «лейтенантская проза», Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Владимир Богомолов, ушедшие на фронт вместо выпускного бала, расскажут правду о войне, одновременно горькую и героическую.
Эта традиция осталась в нашей литературе и продолжилась. О войне стали писать те, кто в 45-м пошел в школу. У Александра Проханова вышел цикл романов о войне в Афганистане. У Владимира Маканина — о боевых действиях в Чечне.
Казалось, в XXI веке Россия воевать уже не будет. Но история распорядилась иначе. И снова оказалась востребованной поэзия. Люди создавали свои книги в перерывах между боями и на койках в госпиталях. Многие из них сложили головы на полях сражений. Однако их дело продолжает жить в их произведениях.
- Хотелось жить ребятам по весне,
- Пьянящий март вдыхая полной грудью,
- Но тут по ним, а значит, и по мне,
- Ударили из тысячи орудий.
Автор этого стихотворения — Юрий Вологодский — погиб в 2023 году. Оно включено в сборник «Жизнь за други своя». Книгу издал Государственный фонд «Защитники Отечества».
Вскоре после начала спецоперации, в октябре 2022 года, вышел сборник под названием «ПоэZия русского лета». В эту книгу вошли стихотворения и поэмы людей, которые с 2014 года создают новую русскую военную поэзию. Их голоса пронизаны болью и горечью потерь и в то же время упорной надеждой, мужеством и непоколебимой верой в торжество правды и победы добра над злом.
Первый министр информации Донецкой Народной Республики Елена Никитина напишет книгу «Вопреки», где изложит правду от лица человека, волею судьбы оказавшегося в эпицентре решающих событий. Юрий Юрченко — поэт, драматург с мировым именем, когда услышал об одесской драме, в тот же день из Парижа поехал на Украину. Юрий выбрал Славянск, самое горячее место первых месяцев боевых действий. Сразу после публикации его рассказа в одном из французских изданий украинские националисты открыли на него настоящую охоту. В котле под Иловайском он попал в плен. В заточении Юрий писал и хранил строчки в памяти. После освобождения опубликовал сборник под названием «Шкаф». Это была модель того мира, того ада, в котором он оказался.
Андрея Савельева под позывным «Вандал» хорошо знают бойцы сопротивления. Он написал повесть «Война в шестнадцать».
В декабре 2023 года вышел в свет первый сборник стихотворений фронтовых поэтов «Сила в правде». Среди авторов — бойцы и командиры, сражающиеся на переднем крае и профессиональные военные литераторы, регулярно выезжающие в зону боевого соприкосновения. Одним из таких литераторов стал прозаик Андрей Лисьев. Его повесть вышла в свет под названием «Не прощаемся».
Главная миссия проекта — показать, как важно быть сегодня со своей страной и со своим народом.
Почему документальный фильм?
Ирина Мисанова: Мы, конечно, не социологи, однако провели среди бойцов солидный опрос. И они своими ответами помогли нам в разработке сценарной концепции фильма. Но что интересно: сто процентов из опрошенных на вопросы об актуальности темы фильма ответили «Да»; 98% из них отметили, что документальное кино влияет на современное общество, а 95% заявили, что документальный фильм помогает формировать взгляды на жизнь, получать новую информацию и эмоции, недостающую в жизни.
Кстати, консультантом нашего фильма согласился выступить Юрий Поляков — писатель, поэт, драматург, киносценарист и общественный деятель, председатель Национальной ассоциации драматургов, Лауреат Государственной премии РФ по литературе 2024 года.
Где проходят съемки и кто главные герои фильма?
Ирина Мисанова: Могу только сказать, что главные герои фильма — бойцы на передовой, стихи и проза. По моему мнению, именно военные писатели и поэты из поколения в поколение передают бесценные свидетельства того, что формирует наш национальный характер, пробуждает любовь к своему дому, к своему Отечеству.
Документальный фильм «Страницы с передовой» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства обороны Российской Федерации